18:05 Время

Жители России все чаще стали покупать еду в долг или в кредит

Фото с сайта aifudm.net

В стране продают еду в кредит. Это позабытое всеми явление 90-х годов вновь стало реальностью, но уже наших дней.

Хозяева небольших продуктовых магазинов по всей России столкнулись с проблемой получения денег со своих постоянных покупателей, которым давали продукты в долг на протяжении нескольких лет. В эту категорию входят преимущественно пенсионеры и многодетные семьи: берут товары и продукты питания под честное слово и обещание расплатиться после зарплаты или пенсии. Как правило, долги отдают, но есть и те, кто потерял источники дохода. Закономерно, получить с них деньги по факту практически нереально.

Никакие уговоры на них не действуют: у владельцев лавок в качестве аргументов остаются только записи в долговой тетради.  

По данным фонда «Общественное мнение», который провел мониторинг материального положения жителей РФ, у 31% респондентов ухудшилось материальное положение, а каждому десятому не хватает денег даже на еду и предметы первой необходимости. При этом 20% полагают, что в ближайшей перспективе жить станет еще труднее.

 

Фонд считает, что с 2014 года отмечается падение уровня жизни россиян. Они вынуждены все больше влезать в долги, в том числе растет задолженность по кредитам. Специалисты отметили, что именно на этом фоне проявилось уже позабытое в России явление — продукты стали отпускать в долг.  Если раньше эта тенденция наблюдалась преимущественно в селах и небольших городах, то теперь и в городах-миллионниках.

 

Например, в Сочи одному из владельцев продуктового ларька пришлось столкнуться с этой тенденцией: к нему начали захаживать пожилые граждане с просьбами дать хлеб, молоко или сигареты до пенсии. Продавцу ничего не оставалось, как пойти навстречу людям, правда, только тем, кого знает он лично. Чужакам, конечно, в долг не давал.

При этом многие работники торговли, как они признались журналистам, совсем не против давать продукты в долг: у них сложилось впечатление, что ситуация для простых граждан вернулась в 90-е годы, когда люди поддерживали друг друга и делились тем, чем могли. Потом жизнь вроде наладилась, наступил период умеренной стабильности, а сейчас опять доходы снизились и пришлось просить в долг самое необходимое – еду.

Эту тенденцию заметили онлайн-ритейлеры. В 2016 году крупный онлайн-ритейлер по продаже продуктов питания объявил о начале продажи еды в кредит, правда, с ограничениями. Максимальная сумма продуктов, выдаваемых в кредит, была равна 25 тысячам рублей, первоначальный взнос -  0%, а минимальная стоимость продуктов должна была составлять 2 500 рублей. Кредитование осуществлялось на месяц. Практика кредитования применялась крупными игроками рынка, например, “Дикси”, “Утконос”, региональными сетями и интернет-магазинами. Бизнесмены пришли к выводу, что в условиях снижающихся доходов россиян кредитование на рынке продуктов питания повысит потребление и в целом стимулирует рынок. Об этом заявил «Ведомостям» руководитель компании OOO "Новый импульс-50", куда входит "Утконос" (*на текущий момент - бывший руководитель, прим.ред.) Николай Щербань ещё в 2016 году. Тогда компания столкнулась с падением продаж, раньше всех в сегменте онлайн-ритейла. Например, в 2010 году выручка «Нового импульса-50» составляла 8,9 млрд рублей, а в 2013 — 790 млн рублей. В 2014 году она составила 4,9 млрд рублей.

 

 

Добавить комментарий