00:58 Время

Банковские карты в России, или почему россияне не доверяют «пластику»

beauty-galaxy.ru

Российский рынок банковских услуг сегодня переживает бурный рост. С каждым годом список популярных услуг у населения возрастает, а в целом финансовая грамотность населения медленно, но стабильно растет. Однако камнем преткновения остаются банковские карты. По данным аналитического исследования одной из крупнейших платежных систем мира – Visa, число россиян, использующих пластиковые карты как ежедневное платежное средство, составляет порядка 6% от общего числа держателей карт платежной системы Visa. Редакция портала DOLGI.RU попыталась понять, в чем кроется причина недоверия населения России к банковским картам.

От зарплаты до зарплаты

Многие россияне используют свои банковские карты, выданные работодателем, только для снятия всей суммы наличных денег один раз в месяц. Да-да, именно этот факт лег в основу прогнозов некоторых экспертов, которые считают, что уровень доверия россиян к пластиковым картам еще не скоро достигнет уровня доверия в развитых странах Западной Европы и США.

Тем не менее, недавнее исследование Visa нельзя назвать объективным, поскольку аналитики учитывали ответы только держателей зарплатных карт, тогда как самостоятельно оформленные банковские карты своих клиентов в исследовании учтены не были. Более того, в основе данного исследования были проанализированы только клиенты одной платежной системы, а их в России насчитывается более 40 штук.

Ситуация осложняется систематично возникающими проблемами в банковском секторе. В последние годы нередки банкротства банков, которые вели свою деятельность на протяжении многих лет. Бесспорно, потенциальные потребители банковских продуктов утрачивают доверие к банковскому сектору  в свете подобных событий, что негативно сказывается на объемах выдачи дебетовых или овердрафтных банковских карт по личному желанию клиента.

Причинно-следственные связи

Во многом ситуация в российском сегменте банковского бизнеса является следствием экономических проблем в стране в конце прошлого века. Ни для кого не секрет, что в «лихие девяностые» наличные деньги были лучшим инструментом для выстраивания конструктивного диалога. Такая тенденция, отчасти, наблюдается и в наши дни. Тем самым можно сделать вывод о том, что коренного перелома в ситуации с лояльностью населения к банковским картам можно ожидать не ранее, чем через поколение.

Надо заметить, что ситуация с проникновением банковских карт как платежного инструмента в столичных регионах заметно лучше. В данном случае речь идет о Москве и Московской области, а также о Санкт-Петербурге. Это объясняется более высоким уровнем жизни в российских мегаполисах, а также большей информированностью местного населения о финансовых продуктах. Более того, эти регионы являются пилотными для разного рода инноваций, поэтому тестирование новинок непременно порождает лояльность у части населения мегаполисов.

В регионах дела обстоят хуже. В остальных российских мегаполисах и относительно крупных городах страны ситуация близка к столичной, однако тенденции явно утопические, а вот в совсем малых отечественных городах позитивной тенденцией можно назвать наличие развитой банкоматной сети и отделения хотя бы двух, а может и более банков в населенном пункте. К сожалению, на практике жители российской глубинки вовсе не осведомлены о возможностях безналичной оплаты, а техническое оснащение точек продаж оставляет желать лучшего.

Один курьезный случай произошел со Светланой из Белгородской области, которая в первые дни запуска технологии бесконтактных NFC-платежей в России отважилась оплатить покупку в одном из несетевых супермаркетов по средствам своего смартфона. После успешной транзакции на кассе, Светлана была задержана сотрудником охранного предприятия магазина. Как выяснилось, некомпетентный охранник заподозрил Светлану в воровстве и подумал, что женщина применила навыки гипноза, для того чтобы одурманить кассира и не заплатить за товар. На самом же деле, охранник просто не смог предположить, что оплата на кассе может происходить и с помощью смартфона.

Популяризация феномена

Сегодня банки пытаются переломить ситуацию и у них это частично получается. С развитием новых технологий на российском банковском рынке теперь конкурируют способы безналичных расчетов. В банковском арсенале присутствует множество вариаций безналичных платежей: непосредственный контактный расчет чипованной или магнитной банковской картой через POS-терминал, технологичные бесконтактные платежи с использованием банковской карты, расчет по реквизитам банковской карты (обычно применяется при расчетах в интернет-магазинах), электронные платежи из электронных кошельков, бесконтактные NFC-платежи с помощью мобильных устройств, а также интернет-банкинг.

Многим банкам выгодно, чтобы клиенты использовали безналичную форму оплаты и держали все свои финансы на счету в банке, поскольку денежные активы банка таким образом увеличиваются, что положительно влияет на развитие банка. Сегодня многие банки организуют программы лояльности, так называемый кэшбэк или специальные условия при безналичных  расчетах с партнерами банка. Одной из самых успешных программ лояльности является кэшбэк от Сбербанка в виде бонусных баллов «Спасибо», которыми впоследствии можно оплатить до 99% стоимости товаров у магазинов-партнеров банка.

Так или иначе, программы лояльности и специальные стимулирующие акции российских банков пока что не в силах коренным образом переломить сложившуюся ситуацию на рынке безналичных платежей. Для того, чтобы россияне начали проявлять доверие, необходимо повышать финансовую грамотность населения, а также максимально расширять технические возможности банковских терминалов оплаты в точках продаж, в том числе и в малых российских городах. 

Автор: Дмитрий Нечетов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться