00:19 Время

Callекторы на связи. Взыскатели просят Госдуму дать доступ к телефонам неплательщиков

Фото из открытых источников

В профессиональной ассоциации уверены: именно так решится проблема со звонками не туда. Эксперты считают иначе.

     

Национальная ассоциация коллекторских агентств (НАПКА) направила в Госдуму, председателю Комитета по финансовому рынку письмо, в котором просит дать доступ к телефонам должников. Происходит это в рамках рассмотрения законопроекта, который предусматривает создание единой информационной системы проверки сведений об абоненте. В качестве обоснования своей инициативы коллекторы указывают следующее: “законопроект неоправданно лишает кредиторов и лиц, действующих от их имени и (или) в их интересах, в том числе юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, полномочий по возврату просроченной задолженности”. И предлагают закрепить в законе “возможности предоставления абонентом согласия на проверку конкретным лицом данных о принадлежности абоненту телефонного номера у оператора связи на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА)”.

 

Президент НАПКА Эльман Мехтиев пояснил, что по статистике около 25% жалоб граждан, направляемых в НАПКА, приходится на тех, кто “не является должником и попал в реестр по ошибке”. Сейчас коллекторы не могут проверять, за кем по факту числится номер, поэтому случается, что беспокоят третьих лиц. При этом в ассоциации особо подчеркивают, что предложенное нововведение возможно только в случае согласия заемщика.      

 

ПОПАЛ В РЕЕСТР ПО ОШИБКЕ

 

Как номер может “по ошибке” попасть в реестр должников, по которому и работают взыскатели? Как нам рассказали в НАПКА, это возможно, если человек взял кредит, потом сменил номер телефона и сим-карту с этим номером приобрел другой человек. Или заемщик изначально обманул кредитора, предоставив неправильный номер. Потом сим-карты, которые можно свободно купить на улице, у входа в метро, в переходе, люди берут, оформляют займ, потом выбрасывают карточку, ею никто не пользуется, номер снова попадает в базу, его приобретает другой человек и узнает, что по этому номеру числится долг.

 

Ссылаются в ассоциации коллекторов и на международный опыт. Так, в Соединенных Штатах Америки есть такой механизм общения взыскателя и должника: раз в год налоговая служба проводит тендер на взыскание задолженности по налогам. Побеждает несколько агентств, им отправляются персональные данные должников. Их, конечно, уведомляют о передаче взыскания долга. Формируется секретный код, который есть и у должника, и у взыскателя. И когда коллектор звонит должнику, второй может попросить этот код назвать и имеет право отказаться от общения, если цифры не совпадают.    

 

У нас также сообщают должнику о передаче работы по его долгу взыскателям. Как правило это делает компания-кредитор, отправляя письма. Но часто это происходит долго, да и по адресу регистрации человек может не проживать. Соответственно, это не уберегает третьи лица, никакого отношения к долгу не имеющие, от общения с коллекторами.           

 

РЫНОК НЕ ГОТОВ

 

Правда, всё вышесказанное не убеждает многих экспертов в необходимости предложения НАПКА предоставлять доступ к базам телефонов должников. Так, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин уверен, что в первую очередь надо думать о защите персональных данных, что в данном случае не подразумевается. Более того, это не соответствует Конституции Российской Федерации, по мнению эксперта.

- Учитывая скандалы, которые периодически происходят с коллекторами, считаю, что этот рынок не готов к доступу к столь чувствительной информации. Коллекторские агентства зачастую сотрудничают с микрофинансовыми компаниями, с ростовщиками, которых несколько тысяч и среди них есть структуры с сомнительной репутацией - это неправильно. Сначала в России надо запретить ростовщичество, и только после этого допускать к базам данных коллекторов, - резюмирует Янин.  

 

Финансовый омбудсмен Ассоциации антиколлекторов России Андрей Власс более радикален. Эксперт считает, что вообще внесудебное взыскание долгов надо запретить. А что касается доступа к телефонам должников - такую информацию ни в коем случае нельзя передавать - “ни через банковское сообщество, ни через госуслуги”.  

 

- Сегодня доступ к сведениям можно получить в рамках следствия или в рамках закона об адвокатуре - и то в ограниченных случаях, - подчеркивает Власс. - То есть коллекторы хотят получить такой же доступ к данным как органы власти, как правоохранительные органы. В рамках каких действий они хотят иметь этот доступ? Розыск должника? Они не имеют права ни разыскивать, ни следить. Иначе пускай регистрируются как детективные агентства или как адвокатские конторы - пускай действуют в рамках законов, которые уже сейчас есть.

 

ПОЯВЯТСЯ ЧАСТНЫЕ ОПЕРАТИВНИКИ?  

 

Но что уже сейчас делать тем, кому коллекторы названивают, требуя вернуть чужой долг. Самый легкий способ - это техническая блокировка номера, внести в черный список номер, с которого звонят, уверен Алексей Кузнецов, руководитель юридической компании “Деловой мир”. Самый непростой - обратиться в прокуратуру, чтобы проверили законность действий коллекторского агентства.

 

На практике действует и такая мера:

1. Узнать, в какой компании работает звонящий (если это легальные коллекторы, то вам легко предоставят эту информацию)

2. Взять в банке, где, как считает звонящий за вами числится, долг, выписку - в ней должно быть написано, что никаких финансовых обязательств у вас перед банком нет

3. Вместе с договором с оператором связи, который указывает на то, что номер телефона числится за вами, принести эту выписку в коллекторское агентство.             

 

Можно в рассуждениях об инициативе Национальной ассоциации коллекторских агентств уйти дальше.

 

- Представим, - говорит Алексей Кузнецов, - что заемщик указал адрес временной регистрации. Коллектор приезжает по этому адресу, а там другие люди, заемщик дано съехал. Ну по такой логике, как с предоставлением доступа к телефонам, давайте дадим возможность коллекторам запрашивать всю  информацию, в том числе и по пропискам. Начнут с телефонов, а потом станут лоббировать - давайте по адресу должника будем пробивать, а потом скажут - давайте будем пробивать по его перемещению. В итоге дадим возможность агентствам проводить оперативно-розыскные мероприятия. Частные оперативники у нас будут появляться. Лучше уж сейчас на корню это пресечь.   

 

 

Добавить комментарий