Фото из открытых источников
Отрицательная процентная ставка в Национальном банке Швейцарии действует уже несколько лет. РБК со ссылкой на Bloomberg сообщил, что два швейцарских банка начали выдавать займы, за которые кредитным организациям придется доплачивать.
В Zuger Kantonalbank пояснили, что речь идет о краткосрочных кредитах для институциональных заемщиков. При этом сумма должна быть достаточно большой.
Отрицательная процентная ставка не является чем-то исключительным для развитых стран. Например, она также существует в Японии и Дании. Как правило, такие меры принимаются для сохранения курса национальной валюты. Вместе с тем, у этой ситуации есть и негативная сторона – в подобных случаях банки не платят проценты по депозитам и большинству граждан приходится искать способы инвестирования, чаще всего для вложений выбирают недвижимость.
По сообщению одного из крупнейших кредиторов Дании, в 2018-м в стране насчитывалось около 800 заемщиков с отрицательной ставкой по ипотечным кредитам. Количество клиентов с нулевой ставкой не уточняется.
За комментариями Dolgi.ru обратились к эксперту – экономисту Владиславу Жуковскому.
– Если крупнейшие экономики мира столкнулись с перепроизводством, перенакоплением продукции материально-товарного производства, то в России ситуация обратная. У нас откровенный произвол монополий, повышение цен на ЖКХ, электроэнергию, газ, повышение налогов, акцизов и пошлин, за счет чего растет стоимость всех товаров и услуг первой необходимости, цен на бензин (в том году на 15%, а в этом еще на 5-7% ожидается). В России огромная пропасть между богатыми и бедными, имущественная поляризация всех граждан.
В Европе есть необходимость простимулировать спрос в условиях низкой инфляции. Ради этого Европейский центробанк и банк Швейцарии запустили печатные станки, проводят политику количественного и качественного смягчения: на триллионы евро и миллиарды швейцарских франков выкупают разного рода активы на финансовом рынке (ипотечные, корпоративные ценные бумаги, акции, облигации). В России политика ведется строго наоборот: у нас высокие процентные ставки, и при первом же падении цен на нефть происходит девальвация рубля, Центробанк повышает ставки, стимулируя рост кредитов и усугубляя инвестиционный кризис экономики. В Европе снизили ставки до нуля и даже в отрицательную зону, депозитные ставки отрицательные, плюс ведется программа выкупа активов – то есть делается все, чтобы люди получили дешевый кредит и могли его потратить. В условиях капиталистической, рыночной экономики, где рынок – принципиально важный фактор экономического развития и технического прогресса, действительно важно, чтобы у населения были деньги, чтобы у них был платежеспособный спрос, чтобы они могли пойти в магазин, купить любые товары или услуги, недвижимость, машины.
В России этого нет. У нас галопирующая инфляция, высокий темп роста цен. Никакой инфляции в 4,5 – 5% нет, реальный ее уровень – минимум 12 – 15% год к году. Это показывают независимые социологические опросы и так называемая наблюдаемая потребителями инфляция. Поэтому она у нас носит немонитарный характер, то есть это инфляция предложения, а не спроса. Она вызвана ростом издержек в экономике, ростом налогов, акцизов, поборов, ростом цена на ЖКХ, энергоносители, воду, коррупционной рентой, высокой административной нагрузкой и в целом колоссальным недопроизводством всего и вся.