В Московской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета МТПП по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платёжной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности на тему «Покупка дебиторской задолженности: взгляд с разных сторон».
Председатель Комитета, генеральный директор «Центра развития коллекторства» Дмитрий Жданухин сообщил, что «хорошая покупка долгов связана с «инсайдом»»: «Я имею в виду «инсайдерскую» информацию, не содержащую коммерческой, государственной или иной тайны, а значит совершенно законную», - подчеркнул эксперт.
Среди источников такой информации Дмитрий Жданухин указал собственную практику, обращение по поводу долгов к компаниям, уходящим с российского рынка, и тем, кто приобретает их активы. Также эксперт предложил для обсуждения схему, при которой даётся объявление о покупке долгов в открытых источниках, к которому привлекается внимание СМИ. По мнению спикера, такая «двухходовка» может иметь успех при условии, что объявление будет соответствовать всем законодательным нормам.
Генеральный директор компании Conomica Светлана Васина поделилась опытом компании по покупке просроченной дебиторской задолженности. «Мы рассматриваем “дебиторку” как финансовый инструмент», - сообщила спикер.
В целом объем задолженности с каждым годом возрастает. В 2023 году общий объем долгов организаций составил 104,7 трлн руб, из них 5,2 трлн – просроченная задолженность. Светлана Васина рассказала, как формируется в компании «воронка» исков. Изначально в месяц отбирается для анализа порядка 4 тысяч долговых исков, их объем – от 8 до 200 млн рублей каждый, далее отбирается так называемый «брак» - это иски (например госструктур), в которых нет возможности продажи «дебиторки» с дисконтом. В результате остается порядка 600 «лидов», которые имеют потенциальный интерес.
По словам эксперта, «фильтр воронки настраивается на экономической основе». К покупке долгов привлекаются частные инвесторы. При этом примерно в 70% случаев происходит быстрое погашение долгов, и инвесторы получают доход. В 7% случаев компания попадает в дефолт. Наиболее часто выкупаются долги в строительстве, торговле и производстве. При этом Светлана Васина привела интересную статистику: 47% компаний продают долги, имея устойчивое финансовое положение.
Президент Фонда реструктуризации долга Сергей Гончаренко сообщил, что Фонд был создан в 2021 году. За это время уже была оказана помощь в реструктуризации долга на сумму 13 млрд рублей, 140 тысяч рабочих мест восстановлено. «Поначалу многие не понимали – кто мы и зачем нужны. Но мы провели на базе ТПП РФ большой профильный форум, после которого к нам стали обращаться чаще».
Сергей Гончаренко отметил, что Фонд проводит медиативную работу для достижения договорённостей во внесудебной плоскости. Среди проблем эксперт отметил, что часто компания идёт в банкротство по требованию кредиторов, у которых у самих есть задолженность перед ответчиком. И специалисты Фонда помогают найти взаимовыгодное решение с сохранением предприятия.
PR-директор профессионального коллекторского агентства EOS Иван Комиссаров осветил очень сложную тему для российских компаний – выкуп долгов иностранных организаций перед российскими контрагентами. «Рынок взыскания долгов Европы и Северной Америки встал, - заявил спикер. – некоторые государства прямо разрешили бизнесу не выполнять свои обязательства».
Еще одной проблемой является уклонение адвокатов и юридических фирм от сотрудничества. Даже если удается получить положительное решение в арбитраже российской юрисдикции, вернуть деньги практически невозможно – нужно создавать целые транзакционные цепочки. При этом эксперт подчеркнул, что, по общему мнению, российские суды работают профессионально и беспристрастно. Из зарубежных судов только Сингапурский арбитраж является исключением, и, если в контракте есть оговорка, что он может просуживаться в Сингапуре, у предпринимателя есть шанс получить справедливое решение. При этом, несмотря на все сложности с погашением дебиторской задолженности, как подчеркнул спикер, продавать долги с серьезным дисконтом компании не торопятся. Они считают, что 30% — это очень хорошее предложение.
Как поделился опытом Иван Комиссаров, по международным долгам сейчас удается хорошо работать с Турцией, Марокко, Панамой, странами Северной Африки. С другой стороны, «из стран Балтии и Польши выдачи нет вообще». Как отметили участники заседания, возможно, что тема взыскания международных долгов может стать еще одним из направлений деятельности мировой системы торгово-промышленных палат.
Глава российского антикризисного союза, сопредседатель коллегии «Бастион защиты» Павел Дашевский рассказал о практике использования медиации при покупке сложных долгов. При этом эксперт заявил, что наиболее эффективным и работающим институтом, гарантирующим возврат долга, по его мнению, все-таки является банкротство. Что же касается долговой медиации, то пока «она полноценно не работает, поскольку не хватает практической базы.
Пресс-секретарь Общественного профсоюза арбитражных управляющих Екатерина Дашевская осветила вопросы PR-сопровождения покупки дебиторской задолженности, а также рассказала о том, как использовать медиаресурсы в различных категориях конфликта – между физическими лицами, между юридическим и физическим лицом, и, наконец, между двумя «юриками». Эксперт отметила, что в случае возникновения заказа на размещение негативного контента в сети, его удаление стоит больших денег (порядка 2-3 миллионов). А создание положительной выдачи – это уже следующая и тоже достаточно затратная история. Спикер привела примеры из практики, когда, используя различные медиаканалы, удавалось разрешить конфликты, сохранять рабочие места и не допускать банкротства работающих компаний.
Соучредитель и руководитель ООО «Департамент экспертизы и оценки «Профит эксперт» Вероника Кириллова подробно остановилась на методиках оценки дебиторской задолженности, проведя сравнительный анализ авторских и ведомственных методик. Она сообщила, что необходимость в определении стоимости права требования дебиторской задолженности возникает в нескольких случаях: в случае заключения договора уступки права требования третьим лицам; в процедуре банкротства; в случае внесения дебиторской задолженности в уставной капитал компании; для оспаривания состоявшейся сделки; для разрешения иных имущественных споров; при переходе предприятия на международные стандарты финансовой отчетности; при анализе финансовой стабильности, эффективности работы организации; для осуществления сделок с объектами, являющимися государственным или муниципальным имуществом; для вступления в наследство и оформления нотариальных документов. При этом спикер подчеркнула, что её компания общий анализ долга делает на безвозмездной основе.