В России остаются неучтенными 2.787 млрд. рублей. В такую сумму оценивают эксперты Торгово-промышленной палаты РФ размер дебиторской задолженности отечественного бизнеса. Анализ крупных пакетов задолженности позволил установить, что только 20-21% от общего их числа можно назвать ликвидными. Как консолидировать долги корпораций и повысить эффективность работы с проблемными активами, рассказал руководитель управления ценных бумаг УК «РГ.Капитал» Павел Пенкин.
В связи с санкциями, российские компании столкнулись с проблемами рефинансирования своих долгов не только в санкционных банках, но и в других кредитных организациях. При этом на балансе корпораций огромные активы в виде просроченной дебиторской задолженности, которой мало кто умеет управлять, а самое главное анализировать, и собирать. Это реальные деньги, при этом большие. Аудит, рейтингование проблемных активов и последующий сбор денежных средств с дебиторов является очень сложной, но вполне выполнимой задачей.
В ситуации, когда невозможно привлечь внешние инвестиции, бизнес волей-неволей упрется в необходимость обратить внимание на внутренние резервы и просроченные долговые обязательства своих партнеров и клиентов, которые можно не только монетизировать, но и превратить в финансовые инструменты. Это чревато межкорпоративными конфликтами, которые необходимо начинать купировать уже сейчас. Нужно понять, как правильно выстраивать отношения между крупнейшими игроками. В качестве превентивной меры, например, 11 октября 2018 года комитет ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям проведет заседание «Управление проблемными активами как инструмент финансового оздоровления и обеспечения экономической безопасности», где в режиме открытой дискуссии участники попытаются сформулировать необходимые рынку правила игры.
Я как профессионал, давно работающий на рынке банкротств, считаю, что необходимо более активно развивать практику использования такого финансового инструмента, как секьюритизация. На сегодняшний день в РФ не было еще ни одной сделки по секьюритизации проблемных активов - таких как просроченная дебиторская задолженность, хотя с 2014 года благодаря нашим законодателям, эти операции стали возможны и абсолютно легальны. Более того, они выгодны всем участникам сделки. Интересы инвесторов защищены, а налоговые требования для эмитентов минимизированы.
Бизнесу нужно вынуть голову из песка, прекратить свои санкционные стенания и, наконец, понять, что проблемные активы, на которые порой компании уже закрыли глаза и готовы списать в убытки, это реальные деньги. Извлечь их можно, используя инструмент секьюритизации и возможности грамотного профессионального управления, осуществляемые через сервисную компанию.
Тут ведь актуализируется и геополитический фактор. Страх инвесторов вкладывать в санкционные банки и компании коррелирует с их аппетитом к риску. Т.е. инвесторы, которые закрепились на российском рынке, и не хотят с него уходить в виду высоких доходов на фоне экономической стабильности и высокой российской финансовой этики, не готовы вкладываться в те финансовые институты и коммерческие организации, которые, по мнению американских властей должны быть наказаны за политику российского правительства, при этом готовы рисковать дальше, находясь на нашем рынке. Таким инвесторам необходимо срочно предоставить новые высокодоходные инструменты, которые были бы способны задержать их на инвестиционном поле страны, заинтересовать в увеличении финансирования и завлечь новыми и прогрессивными продуктами.
На сегодняшний день примером самой инвестиционно-привлекательной и финансово стабильной экономики в мире можно назвать Российскую Федерацию. Поэтому вынужденный уход западных инвесторов в связи с санкциями в первую очередь ударит по их кошелькам, пенсионным программам и благотворительным фондам, которые росли благодаря нашим деньгам.
Огромный внешний и внутренний корпоративный долг крупнейших корпораций страны соизмерим с размером их дебиторской задолженности. При невозможности привлечения внешних инвестиций необходимо срочно обратить внимание на внутренние резервы и просроченные долговые обязательства партнеров и клиентов. Необходимо изыскивать внутренние резервы как в истории с импортозамещением, а это и есть работа с дебиторской задолженностью.
Павел Пенкин, старший партнёр юридической компании «Рыков Групп»