Фото из открытых источников
Средняя текучка кадров в Службе превышает 20%, откуда же в ней будут браться специалисты с опытом длительной практической деятельности? В отдельных регионах этот показатель достигает 40%. Пока ФССП России будет кузницей кадров для коллекторских агентств и адвокатских контор, ни о какой эффективности не будет идти и речи.
Большая проблема с неопределенностью службы в системе государственных органов. Несмотря на наличие вооруженных подразделений в виде судебных приставов по ОУПДС, собственных отрядов специального назначения, таких как ОСН «Скала» УФССП России по Москве, развития собственного спецназовского движения зеленых беретов, ФССП официально считается гражданской службой. В течение долгих лет рассматривается вопрос о вливании ее в ряды правоохранительных служб, но пока это только обсуждения.
Но если сравнить денежное содержание судебного пристава–исполнителя, пополняющего бюджет Российской Федерации на суммы в три-четыре раза больше, чем бюджет выделяет на содержание ФССП, и денежное содержание любого депутата, неравенство налицо. Для притока профессионалов необходимо наделить судебных приставов-исполнителей не только полномочиями правоохранительных органов, но и статусом.
Сокращение кадрового состава и штатной численности ФССП, со слов директора ФССП Дмитрия Арестова, позволило поднять уровень оплаты труда судебных приставов-исполнителей в 1,4 раза. Но можно ли с новыми зарплатами противостоять алиментщикам с долгами, доходящими до 150 млн рублей?
Введение института частных приставов не решит проблему эффективности взыскания алиментов, ведь опытные специалисты уйдут за длинным рублем. Никто не отдаст взыскание алиментов, а также бюджетные платежи и налоги в частные руки. Это значит, нагрузка только вырастет.
Нужен комплексный подход в борьбе с миллионной армией алиментщиков:
- выделить судебных приставов-исполнителей по взысканию алиментных платежей в отдельные подразделения, по аналогии со специализированными отделами оперативного дежурства;
- в штат межрайонных отделов ввести психологов, медиатора для урегулирования споров;
- наделить судебных приставов-исполнителей правом использовать специальные средства по отношению к злостным неплательщикам; порой пристав не может провести исполнительные действия из-за сторожевых собак, на содержание которых денежные средства должник находит. Не всегда есть рядом судебный пристав по ОУПДС;
- наделить специалистов дополнительными льготами, например, днями отпуска, либо прибавкой к должностному окладу;
- освободить приставов-исполнителей от ведения статистической отчетности, для оформления результатов деятельности ввести в штат помощника. Тратить образование и опыт на сшивание исполнительных производств – неэффективно;
- поднять престиж судебных приставов-исполнителей по взысканию алиментных платежей с привлечением средств массовой информации.
- организовать рабочее место каждого пристава-исполнителя с возможностью использования информационных ресурсов и доступом к сети Интернет;
- требовать не количественные, а качественные показатели;
- закрепить на законодательном уровне запрет на продажу билетов, при покупке которых необходима идентификация личности;
- организовать в общем доступе реестр неплательщиков алиментов;
- оказывать помощь алиментополучателям в признании должников безвестно отсутствующими по инициативе ФССП при наличии признаков безвестного отсутствия должника;
- пропагандировать в обществе нетерпимость не к должникам по алиментам, а к уклонению от уплаты алиментов. Многие рады платить с заработка, но при приеме на работу алименты расцениваются как уголовное наказание. Необходимо оказывать помощь должнику в официальном трудоустройстве;
- объединить на основе нейронной сети все видеокамеры в судах и отделах судебных приставов с интеграцией в АИС ФССП России. При взыскании алиментов проводить биометрическое сканирование должников с последующей загрузкой в АИС ФССП России. Использование искусственного интеллекта системы «Безопасный город» в Москве дало положительные результаты по идентификации должников.
Валерий Ровников, судебный пристав