13:30 Время

Взять кредит, чтобы взять кредит… На первоначальный взнос по ипотеке россияне берут деньги в банках

Фото из открытых источников

Объединенное кредитное бюро сообщило о том, что с начала 2019-го 25,000 россиян взяли кредиты, чтобы оплатить первоначальный взнос по ипотеке. Это составило около 6% от всего числа заемщиков. Казалось бы, где логика – влезть в кабалу, чтобы влезть в другую. Корреспонденты Dolgi.ru опросили людей, которые попали в эти 6%. Всем задавали один и тот же вопрос: зачем вы взяли кредит, чтобы взять кредит?

Руслан, 27 лет, женат, двое детей: 

— Нам обещали родители помочь с первоначальным взносом. У тестя бизнес. Но в самый ответственный момент, когда мы уже подошли к оформлению сделки, у тестя случился кризис, и свободных денег не было, чтобы нам дать. Пришлось в банк обращаться. 

Мария, 43 года, замужем, детей нет:

— Мы так и говорили банку, что на взнос – дали нам кредитную карту. Под 31% годовых. Много, конечно. Но нам уже совсем надоело тратиться на съемное жилье. Если платить, то хотя бы за свое. И тогда же мужа на работе повысили, зарплата выросла. Думали, быстро закроем карту. За два года закрыли.

Николай, 35 лет, женат, детей нет:

— Все просто. Мы с женой копить не умеем. А жилье свое хочется. Но мы брали кредит, зная, что быстро его закроем – за счет наследства. А откладывать покупку нельзя было: хорошую квартиру нашли, которая нас всем устраивала.

А что думают эксперты? Насколько такой риск может быть оправдан?

Ирина Радченко, вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости:

— Есть две проблемы. Первая: почему граждане берут такие рискованные кредиты. И вторая: почему банки потом выдают ипотеку, зная, что заемщик достаточно крупную сумму, а первоначальный взнос, как правило, 20%, уже взял в кредит.

По первой.

Заемщик рискует, потому что он фактически берет на себя повышенную нагрузку – ипотека и так не дешевая, а потребкредит еще дороже. И он оказывается в долгах как в шелках. У него нет первоначального взноса, значит, у него нет привычки накапливать. Значит, он не дисциплинирован. Значит, он уже в группе риска. Зачем нужен первоначальный взнос – чтобы проверить, насколько заемщик может откладывать. Теоретически, конечно, он может где-то выиграть. Как на фондовым рынке, есть работа с плечом – на падающих акциях берут плечо у брокера двойное-тройное, могут выиграть, но это рулетка. Это большие риски. Получается, что заемщик подвергает себя большому стрессу. Но могут быть случаи, когда риск оправдан, например, если заемщик знает, что он получит скоро наследство. Осталось только подождать несколько месяцев, когда он вступит в права наследования. И он точно знает, что погасит кредит. Или, например, человек продает квартиру, деньги уже в ячейке, но нужно срочно нужно вносить взнос, чтобы купить квартиру в новостройке, иначе цены значительно вырастут, а это квартира его мечты. Можно, как говорится, перекрутиться. Но брать потребкредит на ипотеку – это, конечно, не разумно. 

По второй.

С какой стати банки дают ипотеку такой категории клиентов? Это жажда наживы, как я считаю. Сейчас широко развиты технологии информационного обмена, кредитное бюро обменивается своими историями, и всегда можно узнать, что у этого заемщика уже есть другой кредит. И зная это, рассчитывая кредитную нагрузку, банк все равно выдает ипотеку, значит, он заведомо знает, что это потенциально дефолтный клиент. Но не всегда сотрудники мыслят категориями завтрашнего дня. Сегодня он должен выполнить план и получить премию, а завтра хоть трава не расти. Такая халатность привела к ипотечному кризису в 2008-м, который случился в Америке. Там тоже раздавали ипотеку всем подряд, не особо вникая в кредитную историю. Вот во что это вылилось – весь мир помнит этот кризис. Чем больше дефолтных заемщиков, тем выше ставки по ипотеке, тем больше риски в целом для рынка.

Кстати, издание «Федерал Пресс» со ссылкой на экономиста, проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова сообщило о том, какой срок можно считать оптимальным для возврата ипотечного кредита. Возвращать средства банку, по мнению эксперта, стоит в течение трех-пяти лет. Иначе повышается риск просрочек и невыплаты из-за периодических кризисов в экономике.

Добавить комментарий