Фото из открытых источников
Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) отвергло предложенные Минэкономики поправки к закону о банкротстве. По мнению экспертов, документ содержит целый ряд концептуальных недостатков, которые не улучшат ситуацию с финансовым оздоровлением.
Ранее заместитель главы Министерства экономического развития Илья Торосов заверил, что разработанные ведомством поправки не внесут глобальных изменений в закон о банкротстве. Тем не менее, заключение ГПУ однозначно – в существующем виде документ не стоит вносить в Госдуму.
Первое, на что обратили внимание специалисты, это наделение Федеральной налоговой службы правами преимущественного залогового кредитора. В ГПУ отметили, что введение подобного новшества негативно скажется на существующем балансе интересов кредиторов. Во время обсуждения поправок на этот же момент обращали внимание и другие эксперты.
Помимо наделения ФНС, по сути, привилегированным статусом, вопросы у специалистов управления возникли к запутанной системе оценки деятельности арбитражных управляющих, а также к возложению на суды лишних обязанностей, в частности, поправками предлагалось озадачить судей оценкой плана экономического оздоровления предприятия и оценить правильность принятых в его рамках решений.
«Возложение новых функций на суд не представляется возможным в отсутствии в законодательстве Российской Федерации специальных положений, обеспечивающих наличие у судей, рассматривающих дела о банкротстве, специальной квалификации в сфере менеджмента и экономики, которая бы позволяла оценивать экономическое состояние должника и обоснованность принимаемых управленческих решений», – цитирует комментарий ГПУ издание «Долг.рф»
Не поддержали в управлении и предложение Минэкономики в случае банкротства стратегических предприятий наделить функциями арбитражных управляющих госкорпорации. В ГПУ справедливо отметили, что большинство стратегических предприятий страны в той или иной мере связаны как между собой, так и с государственными корпорациями. Причем нередко именно долговыми обязательствами. Принятие нововведения может привести к ситуации, когда государственная корпорация будет выступать одновременно и управляющим и кредитором, что вызовет сомнения в объективном проведении процедуры банкротства.
Непонимание в ГПУ вызвала и идея создания госреестра арбитражных управляющих. По подсчетам Минэкономики подобная структура обойдется бюджету в 350 млн рублей единократно и почти в 22 млн рублей в год на обеспечение его деятельности. В управлении обратили внимание инициаторов поправок к закону, что на данный момент в России существует «Реестр саморегулируемых организаций», который содержит все необходимые сведения, в том числе, и об арбитражных управляющих.
«Учитывая изложенное, законопроект требует существенной переработки и не может быть поддержан в представленной редакции», – подвели итог в ГПУ.