Фото из личного архива
В отчете, опубликованном на сайте ЦБ, отмечается, что больше всего россияне жалуются на мисселинг (от англ. misselling — «неправильная продажа», по сути – обман клиента, введение его в заблуждение относительно ценности товара или услуги) со стороны банков и страховых компаний.
По итогам 9 месяцев 2020 г. наибольшая доля жалоб граждан приходится на продажу таких продуктов, как инвестиционным страхованием жизни (ИСЖ) – 55,6%, накопительное страхование жизни (НСЖ) –16,2 и услуги доверительного управления – 12,7%. Год назад лидерами были ИСЖ (44,4%), продажа векселей (15,2%) и услуг доверительного управления (9,9%).
По заявлениям клиентов кредитных организаций, им нередко вместо вклада навязываю накопительное или инвестиционное страхование жизни. При этом менеджеры «забываю» рассказать, что доходность подобных вложений не гарантирована и, в отличие от вклада, деньги не застрахованы государством.
За комментарием редакция Dolgi.ru обратилась к ведущему юристу компании «Объединенный юридический центр «Парфенон» Павлу Уткину.
– Почему закон не может помочь жертвам мисселинга?
– Чисто теоретически закон может помочь, но на практике это встречается не часто, потому что обман или намеренное введение в заблуждение надо доказать, а это как раз и есть самая большая проблема. Конечно, в качестве доказательств могут выступать свидетельские показания, аудио или видеозаписи разговора с менеджером. Однако тут есть нюансы, о которых важно помнить. Во-первых, со свидетельскими показаниями может не получиться – как правило, общение менеджера и клиента происходит один на один. Во-вторых, видео или аудио запись в качестве доказательства суд примет только в том случае, если получено разрешение на запись, и лицо, которое участвует в разговоре, знает, что его записывают. Соблюсти все эти условия на практике, как вы понимаете, получается крайне редко.
Отметим, что в большинстве случаев граждане заключают договоры на невыгодных для себя условиях по собственной невнимательности или по причине низкой финансовой грамотности, поленившись прочитать все бумаги до конца, излишне доверившись продавцу и т.д. Факт обмана, а тем более принуждения, как было отмечено ранее, надо доказать, а доказательства собрать в данном случае задача непростая. Чаще же всего жертвами мисселинга граждане становятся исключительно по собственной вине, потому что «не придали значения» тому или иному пункту в договоре, не прочитали условия, которые написаны «мелким шрифтом».
– Если гражданин стал жертвой недобросовестной продажи финансовой организацией того или иного продукта, есть ли у него возможность отказаться от услуг и вернуть вложенную сумму денег?
– Если речь идет о страховых продуктах – то есть такое понятие – «период охлаждения». Это срок, в течение которого вы можете отказаться от страховки и вернуть средства в полном объеме. Он составляет 14 дней. Если вы обратитесь к продавцу полиса в этот период, он обязан расторгнуть договор и вернуть вам всю, уплаченную вами, денежную сумму. Если вы решите сделать это после 14 дней, то здесь надо руководствоваться уже самим договором – предусматривает ли он возможность досрочного расторжения и на каких именно условиях. Если страховая компания отказывается идти навстречу, то существует только один вариант – обращаться в суд. Но даже по суду далеко не любой договор можно расторгнуть. Именно поэтому перед подписанием бумаг так важно внимательно все изучить и проанализировать все возможные риски и последствия для вас, как для потребителя финансовой услуги.
Если же мы рассматриваем другие продукты, то нужно обязательно анализировать каждый конкретный договор: предусмотрена ли возможность досрочного расторжения или нет и если да, то на каких именно условиях. Отметим, что все аспекты расторжения важно проанализировать еще до подписания бумаг. Не нужно надеяться, что такая ситуация с вами не произойдет, нужно быть готовым к любому развитию событий и четко понимать все риски. Если, допустим, по договору доверительного управления, не предусматривается досрочное расторжение без веских оснований, то такой договор расторгнуть нельзя, а сам процесс расторжения будет происходить в судебном порядке – и тут уже суд должен будет определить, являются ли причины вескими или нет.
– Как в случаях работы с банками, страховыми и другими компаниями гражданам обезопасить себя? На что обратить внимание в первую очередь?
– Единственный и самый верный способ обезопасить себя – внимательно читать то, что вы подписываете. Не доверять словам менеджера, а читать и проверять каждый пункт самостоятельно. Лучше всего, не подписывать ничего на месте, а взять время на обдумывание, забрать бумаги домой и ознакомиться с ними в спокойной атмосфере, если же в процессе изучения возникают вопросы, то лучше обратиться к независимым специалистам, которые не будут заинтересованы в сделке, смогут описать откровенно и доступно все риски и нюансы. Если же вам не дают такой возможности – лучше отказаться от договора и обратиться за услугами в другую организацию.