Фото из личного архива
Правительство РФ приняло решение о снижении максимальной ставки по льготным кредитам малому и среднему бизнесу (МСБ) и самозанятым гражданам.
«Это позволит предпринимателям снизить долговую нагрузку и пополнить оборотные средства, а также даст больше возможностей для развития бизнеса и инвестирования в новые проекты, что крайне необходимо для стабилизации работы в текущей экономической ситуации, особенно в таких сферах, как сельское хозяйство, внутренний туризм, наука, техника, здравоохранение и образование, обрабатывающая промышленность", сказал Михаил Мишустин.
Будут ли пользоваться спросом такие кредиты и насколько эта мера поможет улучшить положение бизнеса мы решили узнать у директора по развитию продуктов платформы «Рокет Ворк» Вячеслава Аскалепова.
МСБ и самозанятые из-за пандемии COVID-19 действительно оказываются в сложной финансовой ситуации: в конце прошлого года, по данным компании «Эвотор», которая отслеживает обороты онлайн-касс, выручка малого и среднего бизнеса сократилась на 14%. Падение продолжается вместе с затянувшимся сокращением реальных доходов граждан и, как следствие, — покупательской способности.
Многим предприятиям МСБ приходится брать кредиты на поддержание операционной деятельности, например на выплаты зарплат сотрудникам. В таких условиях льготные ставки по кредитам для малого бизнеса, конечно, будут пользоваться спросом. Эта мера в определенной степени способна поддержать на плаву малые предприятия, оказавшиеся в сложной ситуации. Равно как и налоговые отсрочки и отсрочки по страховым взносам, которые действовали в 2020-м.
Тем не менее рано или поздно за все придется платить. А в сложившейся экономической обстановке есть вероятность, что многие предприниматели просто не найдут средств для того, чтобы рассчитаться с долгами (кредиты, отложенные налоги и т.д). И в перспективе нам придется столкнуться с ростом банкротств среди представителей малого и среднего бизнеса. Так за время пандемии в прошлом году уже обанкротилось порядка 4,5 млн индивидуальных предпринимателей. Если давление на бизнес продолжится и в этом году, в ближайшие два квартала могут закрыться до трети всех предприятий МСБ.
Конечно, дешевые кредиты — хороший инструмент для поддержания деловой активности: популяризации НПД и предпринимательства в целом. Возможно, доступ к дешевым кредитам позволит малым бизнесам не закрываться, а кого-то и подтолкнет к предпринимательской деятельности. Что касается самозанятых, эта каста предпринимателей даже в кризисный 2020-й показывала активный рост: уже более 5000 человек ежедневно регистрируют новый налоговый статус и логично предположить, что доступ к льготным кредитам будет и в дальнейшем стимулировать их развитие.
Однако и плательщикам НПД, и предприятиям МСБ нужны не только дешевые, но и простые кредиты – сейчас банки не торопятся кредитовать малый бизнес из-за рисков невозврата, выставляют высокие требования к залогам (например, недвижимость, оборудование и так далее). Но на деле, часто получается, что предприниматели арендуют офисы и производственные пространства, а какие-нибудь компьютеры, принтеры или кофемашины – не интересуют банкиров.
К тому же усложняет процесс получения кредита для бизнеса непрозрачность работы самих предпринимателей: отсутствие кредитной истории, несовершенство в бизнес-плане, работа по «серым» схемам. Для того чтобы система заработала эффективно необходимо снизить или заменить часть требований к заемщикам, сделав их с одной стороны посильными для предпринимателей и самозанятых, а с другой – безопасными для банков. Например, введя в систему «банк-заемщик» с гарантом в лице государства с его льготами и программами поддержки предпринимательства.
В таком случае мы бы могли выйти из кризиса с существенным приростом доли предприятий МСБ и плательщиков НПД и, как следствие, более здоровой экономикой. Пока же доля малого и среднего бизнеса в ВВП РФ составляет всего 20-21%, тогда как во многих зарубежных странах данный показатель превышает 50 %и доходит даже до 80%, являясь главным драйвером роста национальной экономики.