Фото из личного архива
В последнее время в России снова начали звучать заявления о том, что ИП как форма собственности не имеет будущего, и предпринимателям стоит определиться: либо они самозанятые, либо они ООО.
С вопросами о перспективах индивидуального предпринимательства в стране редакция Dolgi.ru обратилась к директору по развитию продуктов платформы «Рокет Ворк» Вячеславу Аскалепову.
— Как вы считаете, с чем связано желание государства избавиться от ИП и почему вновь звучат такие разговоры? В чем плюсы и минусы ИП для государства, для экономики?
— Желание государства избавиться от ИП равно желанию залезть в карманы к индивидуальным предпринимателям. Государству, по-видимому, не нравится, что средства компании и личные средства предпринимателей находятся в одном кошельке, и поэтому предприниматель не платит налогов, когда выводит деньги на потребление. В это время, для экономики упразднение института индивидуальный предпринимателей означает потерю существенной части налоговых поступлений, а также части рабочих мест. Г-ну Титову стоит вспомнить, что на долю малых и микропредприятий (где организационная форма ИП распространена больше: в 2019 году например число зарегистрированных ИП впервые превысило число 4,014 млн, в то время как количество юрлиц составило 3,98 млн) приходится четверть всех рабочих мест в стране, а также около 20% ВВП и безболезненно их упразднение для экономики не пройдет.
— За какие сроки реально упразднение такой формы собственности и пойдет ли на государство на такой шаг?
— По нашему мнению на такие радикальные шаги наверху не пойдут. Такие заявления идут вразрез с официальной риторикой правительства, где год от года, с каждой трибуны нам рассказывают о том, как надо поддерживать малое предпринимательство в стране. Как важно сделать его драйвером роста экономики по аналогии со странами запада, где вклад в ВВП малого бизнеса превышает 50 % и доходит даже до 80%. На фоне растущей безработицы и закрытия малого и среднего бизнеса, не выдерживающего давления коронакризиса, и, вместе с этим, падением сбора НДФЛ (в 2020-м на минус 16%) упразднять ИП-шников крайне нелогично.
— Но если все же такое произойдет, то как, по вашему мнению, это может быть сделано?
— В одночасье такое произойти не сможет, скорее всего, ИП-шников могут начать постепенно «выдавливать» повышением налоговых ставок и сложностями с выводом кэша. Также эксперимент с самозанятостью доказывает свою эффективность за счет, в том числе, простоты регистрации и низких налоговых ставок. Возможно, в период перехода подготовят технологические решения по упрощенной регистрации и перехода в ООО и другие организационные формы, а также будут заманивать снижением налоговых ставок и льготных кредитов по аналогии с самозанятыми.
— Нужно ли сохранить ИП в России?
— Безусловно, институт ИП важно сохранить. Сейчас — это самая простая форма организации предпринимательской деятельности, которая, в отличие от самозанятости, позволяет нанимать штат. Поэтому для реанимации экономики и занятости населения, изрядно потрепанных кризисом, индивидуальное предпринимательство в стране — жизненно необходимо.