Фото из открытых источников
Одновременно с пандемией коронавируса на Россию обрушилась волна телефонного мошенничества и преступлений в финансовой сфере. Недавно СМИ сообщили, что ЦБ запустил курс по информационной безопасности для сотрудников высших учебных заведений, в том числе — для преподавателей из системы МВД.
Насколько подобная мера способна справиться с решением вопросов, связанных с киберпреступностью, могут ли такие курсы помочь защитить граждан или повысить раскрываемость в сфере финансовых преступлений? С этим вопросом Dolgi.ru обратились к экспертам.
Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners
К большому сожалению, деятельность по борьбе с телефонными мошенничествами в данный момент не эффективна вообще. Раскрываемость по таким преступлениям очень низкая – на уровне 10-15%. По сути, у МВД, так же, как и у банков, есть лазейка, чтобы не тратить слишком много сил на раскрытие подобных преступлений – клиент сам добровольно сообщает все доступы и пароли.
По финансовым преступлениям у нас в России раскрываемость вообще низкая, потому что наши органы начинают что-то делать, только когда человек умер или физически пострадал. Здесь также надо отдать должное мошенникам. Их схемы выстроены очень грамотно и отследить их действительно сложно. Достаточно большой процент мошенничеств в финансовой сфере (свыше 30%), происходит через интернет, где очень многие действия совершаются на условиях анонимности и это также является одной из причин низкой раскрываемости.
Телефонные мошенничества в прошлом году стали настоящим бедствием. Это легко объяснить тем, что люди находились в шоковом состоянии из-за пандемии и свалившихся экономических потрясений. Каждый из них переживал о сохранности накоплений, поэтому легкой наживой для аферистов оказался больший процент граждан. На законодательном уровне защититься от этого пока нельзя, поэтому остается искать защиту только на психологическом уровне.
Не исключаю, курс ЦБ нужен и будет достаточно эффективен – мир совершенствуется, технологии тоже и сотрудники МВД также должны постоянно повышать квалификацию. Но помимо образовательной части надо задуматься над материально-технической базой, которая в наших правоохранительных органах не обновлялась десятилетиями. Это не менее важный момент.
К тому же, для эффективной борьбы, например, с телефонными мошенниками недостаточно повышать квалификацию сотрудников полиции – надо менять само законодательство. Надо устранять те лазейки, которыми пользуются преступники. Например: отменить совершенный банковский перевод практически невозможно, если деньги ушли со счета. Это очень ограничивает финансовую свободу граждан.
В нашей стране достаточно хорошо работает закон «О защите прав потребителей», согласно которому вернуть продавцу можно практически любой товар, даже если он просто не нравится, но в отношении банковских переводов, клиент не может просить о возврате даже если он ошибся или был обманут. Такую несправедливость необходимо устранить законодательно. Например, дав человеку время, например, несколько часов на отмену операции на определенные суммы.
Евгений Антипов - IT-предприниматель, создатель цифровой платформы «Глаз Бога» (ПО для анализа больших данных)
Ни для кого не секрет, что количество киберпреступлений в финансовой сфере растет ежегодно, параллельно с развитием технологий. Только за последние несколько лет число таких правонарушений возросло более чем в 10 раз.
Настоящим бедствием в стране являются преступления, связанные с телефонным мошенничеством, число которых значительно увеличилось с начала пандемии и продолжает расти, а раскрываемость по-прежнему находится на низком уровне.
В основе телефонного мошенничества чаще всего лежит человеческий фактор: преступники с помощью методов социальной инженерии выманивают у доверчивых людей деньги, представляясь сотрудниками служб безопасности банков, предлагают дополнительные социальные выплаты за перевод некой суммы, отсрочки по платежам и прочее.
Повлиять как-то на раскрытие таких преступлений очень сложно, поскольку многие телефонные мошенники ведут свою деятельность на территории других стран, а их идентификация сотрудниками правоохранительных органов затрудняется не только из-за отсутствия обучающих материалов или курсов, но и из-за нехватки технических решений.
Проведение месячных курсов не слишком поможет повысить раскрываемость такого рода преступлений, так как мошенники постоянно прибегают к новым методам. Требуется большое количество квалифицированных кадров, создание новых отделов, обучение сотрудников на постоянной основе. Для того, чтобы победить эту серьезную проблему, необходимо внедрять технологические решения для более эффективной защиты людей. Автоматизированные процессы и работа с помощью нейросетей принесут намного больше пользы, чем курсы.
Мы периодически оказываем помощь в разработке технических решений, в том числе и для сотрудников МВД. На данный момент они не могут являться официальными, и мы не можем утверждать, что наши разработки – это невероятные инструменты по борьбе с мошенниками, но уже на сегодня нам удалось оказать содействие в раскрытии многих преступлений, связанных с телефонным мошенничеством.
По нашему мнению, нужно создавать не курсы по обучению специалистов, а отделы занимающиеся разработкой новых технических методов по борьбе с телефонными грабителями.
Павел Уткин, ведущий юрист компании Объединенный юридический центр «Парфенон»
Возвратность средств, украденных у населения, составляет около 11%. Раскрывается только каждое десятое дело, если исходить из статистики МВД. За 2020 год было похищено более 66 миллиардов рублей, в этом году показатель может дойти до 80 миллиардов. Можно ли назвать такую работу МВД эффективной? Представляется, что нет. Причем это беда не только МВД, но и ЦБ, который постоянно «рисует» показатели финансовой грамотности населения в своих отчетах.
Одна из проблем в том, что МВД, исходя из статистики, банально не обладает необходимым количеством специалистов в кибербезопасности и не в состоянии противостоять беспрерывно обучающимся мошенникам. Вероятно, так происходит потому, что во главе силовиков стоят люди из СССР или совсем ранней России, которые как изначально скептически относились к такому виду мошенничества, так и относятся сейчас.
Совершенно никакого толка от этого курса не будет. Это слишком специфическая история для того, чтобы пытаться объяснить ее простым преподавателям и сотрудникам МВД без должного уровня знаний и образования. Курс может быть интересен для общего развития, но не более того, и никакую квалификацию сотрудников и преподавателей МВД он не повысит – у них совершенно другие специализации.
В первую очередь, ЦБ нужно снять розовые очки и спуститься на землю, где должным уровнем финансовой грамотности обладает максимум 20% населения. И запускать лекции или курсы для людей, а не для правоохранительных органов.
Дальше – нужны поправки в 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», позволяющие моментально блокировать средства на счетах мошенниках, и ускорять возврат пострадавшим во внесудебном порядке. Возможно, помогут перемены в высшем руководстве МВД и замена некомпетентных людей на тех специалистов, которые работают в кибербезопасности и понимают, как должна быть организована защита граждан и их счетов. И главное – нужно перестать глотать обезболивающие, когда сломана нога. То есть разбираться нужно с тем, чтобы у мошенников не было дохода от текущей деятельности, а не с тем, как его сократить.