Фото из открытых источников
Счетная палата РФ пришла к выводу, что закон о государственных закупках так и не стал эффективным инструментом экономии бюджетных средств, а две трети всех госконтрактов выполняются у одного поставщика. Количество контрактов, заключенных с единственным поставщиком, выросло за прошлый год в 15 раз. На оставшуюся часть закупок – конкуренция за госзаказ составляет в среднем 3 исполнителя на один лот. Экономить за счет конкуренции почти не получается. И чем дороже госзаказ (свыше 10 млн руб.), тем он менее конкурентен.
Между тем объем госзакупок в 2020 году достиг гигантской суммы в 28 трлн руб. (почти 30% ВВП РФ). В процесс осуществления закупок в 2020 году было вовлечено 400 тыс. поставщиков, но малый и средний бизнес привлекается все меньше.
С вопросом о том, что не так с законом о госзакупках и можно ли решить проблему, если заказы от государства на производство товаров и услуг расходятся «по своим», мы обратились к шеф-аналитику компании TeleTrade Петру Пушкареву.
С законом о госзаказе все нормально: скорее он даже сейчас излишне сильно связывает по рукам и ногам госкомпании, размещающие заказы. Ведь разместить дешевле не всегда означает качественнее, и часто проверенный подрядчик предлагает как раз оптимальные решения по соотношению цены/качества. Допустим, что 2-3 заказа уже были выполнены таким подрядчиком успешно, и тут не обязательно в ходу какие-то откатные схемы, хотя как правило, в итоге они всё равно образуются что с новым, что со старым исполнителем работ.
Реальность такова, что чиновники своего не упустят в любом случае, а в отношении нового подрядчика, даже если он прошёл через сито конкурса, госзаказчики даже могут проявить повышенную жадность в своих неформальных требованиях, так как схема с новыми партнёрами вряд ли просуществует долго. Максимум корректировки, в которой такой закон может нуждаться – это пункт о проведении неформальных «народных» конкурсов, выявляющих и более широкий спектр подрядчиков, и среднерыночную цену на проведение таких работ. Если только дать заказчику право отсечь перед усреднением три-четыре самых экстремальных по цене варианта: один-два самых дешёвых и обязательно один-два самых дорогих, которые могут быть на конкурс просто вброшены искусственно.
Но любые поправки не должны ограничивать в итоге госзаказчика жёстко: организаторам конкурса должно быть позволено остановить свой выбор на старом проверенном подрядчике, который по мнению заказчика обеспечит более комфортные условия пользования новой интернет-платформой или лучшие, хотя и более дорогие дизайнерские или принципиально лучшие решения по сервису и т д.
Важно лишь заложить в законодательную базу правило, что такой выбор единственного или даже внеконкурсного заказчика возможен, только если стоимость его услуг будет не более, чем на 25% выше «народной» конкурсной. Конкурс нет смысла абсолютизировать: украдут что-то всё равно, и с этим фактом стоит в России на ближайшие 50-100 лет смириться, перечитав Салтыкова-Щедрина или Гоголя, но хотя бы сами работы будут выполнены с надлежащим качеством, и их не придётся переделывать. Разумеется, гарантию на выполненные работы обязательно включать в контракт: это тоже должно быть и оставаться при любых изменениях важнейшим законодательно прописанным условием.