pravo.ru
Из-за дороговизны кредитов и роста просрочки по платежам, в том числе при госзакупках, бизнес настаивает на введении в эту сферу факторинга возможности переуступки прав требования долгов по госконтрактам факторинговым компаниям или банкам. Поправки к закону о контрактной системе и Гражданскому кодексу уже подготовили "Деловая Россия" и "Опора России". Предпринимателям факторинг даст возможность получать оборотные средства, не дожидаясь оплаты от госзаказчика. ЦБ одобрил предложенные изменения, в Минэкономики и Минпромторге принципиальных возражений нет. Госдума может рассмотреть проект уже в весеннюю сессию.
Более 80% компаний сталкивается с проблемой просрочек по платежам, сообщила компания "Coface Россия" по результатам опроса, проведенного во втором полугодии 2016 года среди 300 компаний. Треть опрошенных предпринимателей указала на рост сроков просрочки и намеренную задержку оплаты заказчиками. При этом только треть предприятий использует финансовые инструменты защиты от неплатежей, включая факторинг.
"Факторинг мог бы рассматриваться как инструмент защиты от неплатежей, однако в госсекторе компании его не используют, поскольку закон о госзакупках не позволяет менять поставщика по госконтракту",— говорит исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний (АФК) Дмитрий Шевченко. Переуступка денежных требований фактически приравнивается к смене исполнителя контракта — а Гражданский кодекс не позволяет уступать долг по обязательствам договора, заключенного на госторгах. В итоге бизнес лишен доступа к беззалоговому финансированию для выполнения обязательств по контракту.
Как отмечают предприниматели, главная проблема в том, что госкомпании не платят авансов по госконтрактам — это требует от поставщиков серьезных финансовых вложений и фактически становится барьером для участия в госзакупках. "Задолженность госкомпаний по выполненным контрактам составляет более 25 трлн руб. Если зафакторить хотя бы 10%, бизнес получит 2,5 трлн руб. реальных денег, что даст толчок для его развития",— отмечает руководитель центра финансово-кредитной поддержки бизнеса "Деловой России" Алексей Порошин. По данным АФК, каждый пятый госконтракт нуждается в допфинансировании на время отсрочки платежа — и это съедает не только маржу, но и оборотные средства исполнителей.
Как стало известно "Ъ", "Деловая Россия", "Опора России" и Ассоциация факторинговых компаний подготовили предложения (есть у "Ъ"), допускающие факторинг в сектор госзакупок. Поправки деловых ассоциаций к законам о контрактной системе и закупках госкомпаний предлагают разрешить победившему на торгах поставщику передавать денежные права требования третьему лицу (факторинговой компании или банку) и констатируют: уступка дебиторской задолженности по контракту с госучреждением или госкорпорацией не является сменой поставщика. Авторы документа надеются, что поправки в ближайшее время дойдут до Госдумы и депутаты рассмотрят их в весеннюю сессию.
Документы одобрены и Банком России. "В целом поддерживая предложения, мы полагаем важной оговорку, что право передачи требования долга за уже выполненные работы не связано с передачей права исполнения самих работ. Эта функция неотъемлема от компании--победителя тендера",— отмечает отмечает руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута. Принципиальных возражений нет и в правительстве: Минэкономики и Минпромторг идею также поддерживают. "Особое значение развитие этого механизма имеет для отраслей с низким уровнем рентабельности, которым сложно использовать оборотное кредитование",— говорит заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков.