03:25 Время

Футбольные банкроты России

Фото из открытых источников

Аккурат перед майскими праздниками (как и многие информационные вбросы) появилась информация о том, что футбольный клуб “Анжи”, ныне выступающий в высшем дивизионе российского футбола и стремительно вылетающий из него по итогам года в пердив (первый дивизион), попросил у Дагестана 650 млн рублей для погашения своих долгов. Председатель правительства Дагестана учтиво послал ходоков за бюджетом также – через СМИ, сославшись на нехватку денег для детских садов, школ и прочей социалки, на которую всегда и принято давить, помимо патриотизма, конечно же. Чиновник в целом прав, так как “Анжи” – коммерческая компания, и проблемы индейцев (частного бизнеса) вождя (губернатора) волновать не должны.

История “Анжи” не уникальна, как для региона, так и для страны. Понятно, что обыватель не из футбольного мира болельщиков или функционеров строит картину восприятия на основе классических национальных рекордов и не видит всей ситуации де-факто.

Пока все население страны молилось на ногу Акинфеева, произносило в курилках фамилию Дзюбы и канонизировало Черчесова, клубный футбол готовился к сезону 2018/2019 – махачкалинский “Анжи” уже ходил по рынку и кабинетам с протянутой рукой, иногда шантажируя общественность и Лигу снятием с турнира. Лига при этом спокойно лицензировала клуб с дефицитом бюджета под честное слово найти деньги.

Как же дошел до такого бронзовый призер России 2012/2013, которого тренировал тогдашний автор русского чуда на Евро-2008 Гус Хиддинк? Клуб, за который выступали Роберто Карлос, Самюэль Это’о, а также ныне подследственный Кокорин, сделка по которому из “Динамо” в “Анжи” и обратно стала еще одним поводом обсуждать коррупцию в футболе. Но об этом отдельно.

Итак, маленький, но гордый республиканский (!) клуб из Дагестана до 2011 года был так называемой командой-лифтом без особых претензий на призовые места. Но все изменилось с приходом Сулеймана Керимова, который купил клуб (по факту бесплатно получил акции под обязательство развития команды и инвестиций). Сулейман купил практически новый состав из тогдашних лидеров сборной России и именитых иностранцев, на стадионе сразу появилось много болельщиков, в том числе на выездных матчах, также спонсируемых Керимовым. Команда резко начала набирать очки и по итогу первого сезона вышла в Европейский турнир. Так начиналась Дагестанская сказка, жить которой оставалось совсем недолго. Уже в сезоне 2013/2014 в клубе пошли скандалы между российскими и иностранными игроками. Одни хотели больше денег, чем у других. Другие – просто больше денег, а у Сулеймана Керимова начались проблемы, в том числе с этими деньгами, на фоне падения акций “Уралкалия”.

Уже 6 августа в “Анжи” объявили о том, что вектор клуба меняется, бюджет сокращается. Так клуб начал копить свои первые долги, из него ушли звезды, а болельщики пропали со стадионов. Летом 2016 года Керимов продал клуб небезызвестному бизнесмену Осману Кадиеву, который еще в середине нулевых смог утопить махачкалинское “Динамо”, после череды скандалов лишенное профессионального статуса футбольного клуба. Весь сезон 2018/2019 представители “Анжи” постоянно говорят о растущем долге, просят деньги у бизнеса и чиновников, периодически поднимая шумиху в СМИ, которая всем уже надоела.

А ТЕПЕРЬ ПОЙДЕМ ОТ ПЕЧКИ

Максимально емко и коротко о том,

как формируется бюджет футбольного клуба и как появляются долги.

В основную затратную часть входят: зарплаты футболистам, зарплаты персоналу, содержание академии (при наличии), затраты на логистику и проживание на выездные матчи, затраты на содержание или аренду тренировочной базы, на покупку игроков и комиссионные их агентам, содержание домашнего стадиона (при наличии) или его аренда.

В доходную часть входят: доход от реализации прав на трансляцию матчей, доход с билетов на домашние матчи, спонсорские/рекламные контракты, доход от мерча, продажа игроков.

Важная деталь. Футбол – это бизнес, построенный на эмоциях людей, которые приходят на стадион за зрелищем.

Во всем мире командный большой спорт является индустрией развлечений и живет по принципам этого рынка. Чем зрелищнее играет команда, чем больше в ней звезд, чем выше имидж бренда команды – тем больше у клуба поклонников как на внутреннем, так и на внешнем рынке - это прямая корреляция.

Общий низкий уровень качества футбола обуславливает низкий рейтинг как внутри страны, так и за рубежом. Поэтому до западных 20-30% годового дохода от телеправ нашим клубам еще очень далеко. При этом, чем хуже играет команда и чем меньше ее матчи смотрят (“Анжи” находится на предпоследнем месте), тем меньше денег получает.

Болельщики “Анжи”, чья “армия” не такая уж и большая, ограничиваются регионом и так называемыми “дагестанскими москвичами” не только не покупают трансляции, но и на стадион после пике Керимова не ходят. Когда на домашней арене собирается не более 5 тысяч человек с минимальной трехзначной ценой билета, доход не позволяет отбить затраты на аренду стадиона (“Анжи Арена” футбольному клубу не принадлежит).

СПОНСОРСКИЕ И РЕКЛАМНЫЕ КОНТРАКТЫ

Мировые бренды уже давно массово вкладываются в спорт и в имидж бренда через спорт. У футбольного клуба “Барселона” таких спонсоров более 30. Но “Барселона” – это бренд, который знают во всем мире. Бренд “Анжи” известен на территории РФ яркой двухлетней вспышкой и именем одного из владельцев, Спонсорство в России вообще плохо связано с бизнесом. Доля коммерческих партнеров минимальна, в основном у ТОП команд – госкорпорации (“ГАЗпром” (“Зенит”), “Лукойл” (“Спартак”), “ВТБ” (“Динамо”), “Роснефть” (“ЦСКА”), “РЖД” (“Локомотив”), у остальных – бюджет регионов. При этом, что касается “Динамо”, если бы не бренд с историей и не девелоперские проекты в Петровском парке еще неизвестно, какова была бы судьба клуба. “Анжи” как бренд не является привлекательным для бизнеса.

ПРОДАЖА ИГРОКОВ

Чтобы заработать на игроке, нужно либо действовать по схеме “дешево купить и дорого продать”, либо вырастить своего и продать. В “Анжи” уже давно нет звезд, а уровень российских игроков, убитый лимитом на “легионеров имени Мутко” мало того, что в разы увеличил рыночную стоимость футболиста с паспортом РФ (и увеличил расходы зарплатной ведомости клубов), так и обратно пропорционально ухудшил качество футболистов. В итоге в России посредственные игроки стоят дорого и “Анжи” явно не по карману, а игроки низкого качества не способны реализовывать большие задачи и не имеют высокой рыночной стоимости. А еще повышенный уровень коррупции с участием агентов, получающих огромные комиссии от сделок из бюджетов клуба, но это история отдельного материала.

В сухом остатке футбольному клубу “Анжи” действительно остается рассчитывать только на одно – деньги из дотаций бюджета. Очевидно, что вариант с коммерческой помощью недееспособен, так как Кадиеву просто не у кого попросить столько денег. Нет человека, готового дать и забыть про эти деньги, или того, кто мог бы распорядиться сделать это, например, для госкорпорации. Скорее всего, “Анжи” ждет участь банкрота или реорганизация и выступление в низших дивизионах отечественного футбола.

И ЭТО СОВЕРШЕННО ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ ДЛЯ РОССИИ

Только в прошлом году три клуба закончили свое существование. На 90-летие был расформирован ФК “Кубань”, который теперь барахтается во второй лиге под названием “Урожай”. Клуб “Тосно” из Ленинградской области выиграл в прошлом году Кубок России и по заявлению основного спонсора, управляющего партнера “Fort Group”, прекратил существование, как и пермский “Амкар” тем же летом-2018. Совсем скоро, в конце мая, закончится чемпионат и мы узнаем, какая участь постигнет “Анжи” и что клуб будет или не будет делать со своими долгами.

 

Владимир Соловьев, управляющий партнер WN и Dolgi.ru

 

Добавить комментарий