06:59 Время

Почему блокируют банковские счета и что с этим делать

Фото из открытых источников

Закон о борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма (115-ФЗ) до сих пор продолжает вызывать много споров.

 

С одной стороны подобный закон в стране необходим. С другой же – эксперты утверждают, что банки пользуются им чрезмерно активно, внося в «черные» списки как законопослушных граждан, так и абсолютно легальные юридические лица, не имеющие ни малейшего отношения к экстремизму, либо терроризму.

 

Почему так происходит и можно ли доказать, что банк заблокировал счет клиента незаконно?

Прежде всего «почему». Здесь все достаточно просто: по оценкам экспертов одной из основных причин, по которым ЦБ отзывает лицензии у банков, является именно несоблюдение антиотмывочного законодательства. В результате, опасаясь санкций со стороны регулятора, банки ужесточают правила внутреннего контроля. Получается, что финучреждения предпочитают заблокировать счета невиновных, нежели допустить промашку. Складывается парадоксальная ситуация, когда даже небольшой перевод на “подозрительного”, с точки зрения контрагента, может поставить под удар налаженный бизнес.

 

При этом много сообщений, в которых рассказывается о том, что клиентам предлагают закрыть проблемный счет и перевести имеющиеся на нем денежные средства с комиссией. Кроме того, нахождение в «черном списке» делает открытие нового счета или обслуживание в банке крайне проблематичным.

Что помогает снизить риск блокировки счета:

 

  • ·         соответствие фактической деятельности ОКВЭД;

  • ·         реальный юридический адрес и ежемесячные платежи;

  • ·         достаточный штат для деятельности и ее масштабов;

  • ·         отсутствие транзитных платежей;

  • ·         регулярность платежей;

  • ·         отсутствие периодического обнуления счета;

  • ·         способность мотивированно доказать цель операций по счету.

 

ЕСЛИ ЗАБЛОКИРОВАЛИ, КУДА БЕЖАТЬ?

 

Можно ли обжаловать действия банка по блокировке счета? Да. В документе четко прописано, что «Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном законом порядке». Однако, на практике все довольно сложно. Сможет ли клиент доказать, что его финансовая деятельность не должна была вызвать подозрений с точки зрения банка - это вопрос.

 

Специалисты советуют начинать решение вопроса блокировки с обращения непосредственно в банк. Следующей инстанцией является межведомственная комиссия ЦБ, решение которой является для банка обязательным к исполнению, а кроме того, занимает гораздо меньше времени, чем судебное разбирательство. После исчерпания возможностей досудебного обжалования заморозки остается последняя инстанция – суд.

 

НАДЕЖДА ЕСТЬ

 

Ранее мы писали, что в апреле Министерство финансов предложило внести поправки в 115-ФЗ и облегчить жизнь добропорядочным клиентам. Если предлагаемые нововведения будут приняты, банки обязаны будут опираться не только на подозрения, но и на основания для заморозки счетов. Кроме того, подозрения в незаконности совершаемых клиентом операций должны будут возникнуть в течение года неоднократно.

 

И, пожалуй, самое главное – банки будут обязаны отчитываться перед регулятором и Росфинмониторингом о причинах блокировки счета или отказе в обслуживании, а также предоставлять клиенту по запросу письменное объяснение обоснованности подозрений.

 

 

Добавить комментарий