Фото из открытых источников
Сейчас в бизнес-среде одна из важнейших тем – внесение изменений в статью 210 УК РФ по следам прямой линии с Владимиром Путиным. Соответствующий законопроект внес на рассмотрение депутат Рифат Шайхутдинов.
Екатерина Чагина, адвокат, кандидат юридических наук, на примере одной истории рассказала о том, почему это важно:
— В рамках ежегодной специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» президент ответил на вопросы, касающиеся дальнейшего развития уголовной политики страны в отношении предпринимателей, привлекаемых к уголовной ответственности. Проблема злободневна и ждет безотлагательного решения.
Отвечая на вопросы привлечения предпринимателей к уголовной ответственности, президент высказал мнение о более широком применении залога в качестве меры пресечения к данной категории лиц, наряду с домашним арестом и подпиской о невыезде. Также он поручил решение проблемы бесконечности содержания под стражей с внесением конкретных предложений до конца ноября – начала декабря Генеральной прокуратурой и Верховным Судом. Озвучено было мнение и об изменении в отношении предпринимателей ст. 210 УК РФ (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней).
Отвечая на озвученную ведущим Павлом Зарубиным просьбу предпринимателей разобраться с применением ст. 210 УК РФ в связи с очень активным ее использованием, президент ясно выразил свое мнение: «Да, согласен полностью. Здесь у меня даже комментария нет, только слово о том, что я с этим согласен. И с этим нужно на экспертном уровне поработать, правовое управление и Администрация Президента должны этим заняться, в Думе должны об этом подумать». При этом Владимир Путин аргументировал причины сложившегося положения: «Потому что на сегодняшний день юридическая техника, описанная в законе, такова, что под преступное сообщество можно подвести совет директоров любой организации, где кто-то из ее членов замечен в нарушении закона. И это, конечно, недопустимо, совершенно очевидный факт, с этим нужно поработать и внести изменение в действующий закон».
После озвучивания данного мнения президентом, лидером партии «Гражданская платформа», нефракционным депутатом-одномандатником Государственной Думы Рифатом Шайхутдиновым внесен на рассмотрение нижней палаты парламента соответствующий законопроект. Автором инициативы предлагается введение запрета дополнительной квалификации по ст. 210 УК РФ действий лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, совершаемых в сфере предпринимательства и экономики.
Предложение президента о внесении изменений в ст. 210 УК РФ, которая в настоящее время широко вменяется следствием предпринимателям, было поддержано бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, ранее высказывавшим подобное мнение.
Сторонники данной позиции есть и в научной, и в практической среде. Принятие новой конструкции ст. 210 УК РФ диктуется, к сожалению, уже многолетней практикой ее применения. Ущербность данной нормы, не делающей исключений для привлечения к уголовной ответственности субъектам предпринимательства, привела к невозможности эффективной защиты их прав.
Создалась ситуация безосновательного дополнительного вменения ст. 210 УК РФ к лицам, подозреваемым (обвиняемым) в преступлениях, совершаемых ими при осуществлении предпринимательской деятельности, при отсутствии у следствия доказательственной базы правонарушения, особенно при приближении к окончанию срока содержания под стражей. Данная порочная практика стала носить повсеместный характер.
Дополнительное вменение следствием ст. 210 УК РФ фактически приводит к автоматическому удовлетворению судами ходатайств следствия о продлении содержания под стражей, что находит обоснование в совершении особо тяжкого преступления (со сроками наказания до 20 лет лишения свободы). При этом формально не нарушается запрет на применение заключения под стражу для предпринимателей, установленный в ч.1.1 ст. 108 УПК РФ законом № 533 от 27.12.2018 года.
Суды исправляют данную ситуацию по излишнему вменению ст. 210 УК РФ после проведения судебного следствия при вынесении приговора, исключая из квалификации вменяемых лицу преступлений ст. 210 УК РФ. Но на это нужно время, и не всегда переквалификация происходит в суде первой инстанции.
Все это приводит к необоснованному длительному нарушению прав подозреваемых (обвиняемых): многолетним срокам содержания под стражей в период проведения предварительного следствия, вынесению приговоров с длительными сроками содержания, проблемам в применении условно-досрочного освобождения, отбыванию наказания в местах лишения свободы для лиц, совершивших особо тяжкие преступления.
Многие адвокаты чувствуют эту проблему в своем практике. Я тоже остро ощущаю ее, и за примером далеко ходить не надо.
В настоящее время в суде городского округа Химки Московской области слушается дело в отношении шести лиц, которым вменяется, наряду с совершением мошенничества ч. 4 ст. 159 УК РФ (не подтверждаемого доказательствами), ст. 210 УК РФ. При этом преступное сообщество заключается в осуществлении коммерческой деятельности юридического лица ООО Научно-исследовательского Инновационного Центра «МАИ-ЛАСТАР», предусмотренной Уставом общества по созданию научно-технической продукции, заказанной ФГУП НПО им. Лавочкина по тематике, одобренной научно-техническим советом данного ФГУП. И за выполненные работы, к которым нет претензий со стороны заказчика, на скамью подсудимых попали три топ-менеджера ФГУП НПО им. Лавочкина: Сергей Солодовников – заместитель генерального директора по персоналу, Петр Грешилов – заместитель гендиректора по стратегическому развитию и управлению имуществом, Виталий Вернигора – заместитель руководителя опытно-конструкторского бюро ФГУП по координации и планированию, сотрудник отдела данного предприятия Анатолий Шишкин, а также бухгалтер ООО НИИЦ «МАИ-ЛАСТАР» Игорь Корбут и генеральный директор ООО НИИЦ «МАИ-ЛАСТАР», доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии в области военной науки им. Г. К. Жукова за 2013 год, автор инновационных разработок в области ракетно-космической техники, подтвержденных патентами Владимир Анисимов – мой подзащитный.
Начиная с апреля 2014-го Владимир Анисимов провел три года и три месяца под стражей, данная мера пресечения была заменена ему на домашний арест апелляционной инстанцией – Московским городским судом в июле 2017-го. Назначенное ранее содержание под стражей было заменено на домашний арест Сергею Солодовникову и Анатолию Шишкину.
За все ранее время своей работы, с июня 2013-го, из 28 договоров, подписанных ООО «МАИ-ЛАСТАР», Владимир Анисимов подписал 7, остальные – бывший генеральный директор Сергей Кудрявцев, который проходит по делу свидетелем, а Владимир Анисимов, вместо того, чтобы работать над разработкой стратегических задач в области обороноспособности страны, является обвиняемым без совершения преступлений, как и другие фигуранты данного дела.
Остается только верить, что после озвученного президентом мнения законодатели не будут затягивать с принятием закона, исключающим применение норм о преступном сообществе к лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений в области предпринимательской деятельности и экономики.