Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений на состоявшемся 29 мая этого года заседании приняла решение о расширении перечня отраслей видов деятельности, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции. В этот расширенный перечень была включена и отрасль права.
Смогут ли теперь адвокаты, арбитражные управляющие и нотариусы тоже претендовать на поддержку государства и как эту поддержку они будут получать, мы решили спросить у члена Российской трехсторонней комиссии, Председателя Профсоюза адвокатов России Григорием Абуковым:
- Григорий, именно официальный телеграм-канал вашего Профсоюза (http://t.me/advokatps) первым сообщил о том, что отрасль права включат в перечень наиболее пострадавших отраслей. Но также было отмечено, что были какие-то сложности именно с адвокатами и арбитражными управляющими. А что с нотариусами, с ними сложностей не было?
- С нотариусами сложностей не было, так как их не рассматривали, у нотариусов нет общероссийского профсоюза, поэтому у них нет возможностей использовать механизм Российской трехсторонней комиссии. У адвокатов есть такой профсоюз, у арбитражных управляющих есть, а у нотариусов нет. Поэтому отдельно за них никто и не выступал. Но возможно на этапе реализации их тоже внесут. Ведь решение Российской трехсторонней комиссии – это основание для того, чтобы Правительство приняло соответствующее решение, а само решение принимает Правительство, которое является стороной Комиссии. В Комиссии на равноправной основе участвуют три стороны: сторона профсоюзов, сторона работодателей и сторона Правительства.
Что касается сложностей, то их не было, сторона профсоюзов после нашего обращения внесла этот вопрос, но стороной работодателей было предложено расширить перечень, при этом были немного изменены формулировки и получилось так, что отрасль права-то была включена, но адвокаты и арбитражные управляющие воспользоваться этим не могли. Ведь одного включения отрасли права в перечень недостаточно чтобы все работающие в этой отрасли могли претендовать на меры поддержки, так как такие меры распространяются только на малое и среднее предпринимательство, а адвокаты, арбитражные управляющие и нотариусы не являются предпринимателями.
Поэтому в первоначальных наших предложениях и было указано, что необходимо не просто включить отрасль права в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, но и обязательно указать, что меры поддержки предпринимательства распространяются на адвокатов и арбитражных управляющих. В процессе согласований протокола этот нюанс был упущен, но мы вовремя заметили и вернули все на место.
- Вы говорите «мы», а кто это «мы»?
- Мы – это два общероссийский профсоюза в области права – адвокатов и арбитражных управляющих. Наши профсоюз в отличии от подавляющего большинства профсоюзов, сформированы не по производственному принципу, а по профессиональному. То есть мы объединяем не работников по трудовому договору, а граждан, осуществляющих профессиональную деятельность. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о профсоюзах любой, достигший 14 лет и осуществляющий профессиональную деятельность, вправе вступить в профсоюз. Поэтому право адвокатов и арбитражных управляющих на объединение в профсоюз предусмотрено нашими специальными законами, а не трудовым законодательством, ведь наша деятельность профессиональная, то есть в нашем случае прав на объединение в профсоюз и отношения социального партнерства имеют гражданско-правовой характер, а не трудовой. Учитывая, что мы объединяем граждан, работающих в одной отрасли экономики – отрасли права, то мы действуем солидарно.
- Григорий, а что означает решение Российской трехсторонней комиссии? Что это за такой орган? При ком эта комиссия?
- Обычно власть воспринимается как абсолют, который занимается регулированием жизни в обществе. Но есть структуры, отношения которых с властью строятся на принципах партнерства, социального партнерства. Это профсоюзы и объединения работодателей. В пункте 1 статьи 15 Закона о профсоюзах так прямо и написано, что отношения профсоюзов с органами государственной власти строятся на основе социального партнерства, а также системы коллективных договоров и соглашений. То есть для общероссийского профсоюза федеральный орган исполнительной власти это – социальный партнер, а не только государственный регулятор. Важность социального партнерства для России даже отражена в новой статье 75.1 Конституции.
Российская трехсторонняя комиссия является высшим органом социального партнерства в Российской Федерации, где сторонами являются общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство Российской Федерации. Между этими сторонами постоянно действует Генеральное соглашение, нынешнее заключено на 2018-2020 годы. Стороны принимают решения консенсусом и под все решения выносится поручение вице-премьера Правительства России, который отвечает за социальный блок, сейчас это – Татьяна Голикова, которая является координатором работы всей Комиссии. Также есть координаторы у каждой стороны: со стороны профсоюзов – Михаил Шмаков, со стороны работодателей – Александр Шохин, со стороны Правительства – Министр труда России, сейчас это – Антон Котяков.
Конечно, властные полномочия имеет только Правительство, но решение Комиссии является основанием для их исполнения всеми сторонами Комиссии, включая Правительство.
- Но почему адвокаты и арбитражные управляющие постоянно говорят о сложности решения своих проблем, если есть такой простой механизм их решения, как решение Комиссии?
- На самом деле Российская трехсторонняя комиссии – это не комиссия по любым вопросам, а комиссия по социально-трудовым отношениям. До недавнего времени считалось, что такие отношения есть только у тех, кто работает по трудовому договору, а у адвокатов и арбитражных управляющих их нет. То есть трудиться мы должны, но социальной защиты и гарантий нам за это не полагается. Для этого нам нужен был социальный партнер со стороны работодателей. С этим до недавнего времени были сложности, но наши профсоюзам [адвокатов и арбитражных управляющих, прим редактора] потихоньку меняли ситуацию и в итоге она изменилась. Во-первых, и Федеральная палата адвокатов, и Национальное объединение СРО арбитражных управляющих вступили в РСПП, то есть стали на сторону наших социальных партнеров. Во-вторых, был создан Российский антикризисный союз – общероссийское отраслевое объединение работодателей в области права. В-третьих, были заключены два отраслевых соглашения в отрасли права – в сфере адвокатуры и в сфере банкротства.
То есть сейчас и у адвокатов, и у арбитражных управляющих сформированы органы социального партнерства, что позволяет более активно включаться в работу Российской трехсторонней комиссии, это сейчас и было наглядно продемонстрировано.
- Как же конкретно адвокаты и арбитражные управляющие смогут получить помощь? Куда им обращаться, в свои профсоюзы?
- Это все будет понятно потом, как я уже сказал, решение Комиссии – только основание для того, чтобы Правительство приняло решение, посмотрим, что примут, проанализируем, дадим разъяснения. Как вы уже отметили, наш телеграм-канал (http://t.me/advokatps) первым сообщает такие новости, будем и дальше стараться обо всем вовремя информировать наше сообщество.
Редакция Долги.ру