Фото из открытых источников
Последние данные Банка России отразили замедление годовых темпов роста розничного кредитования до 13,1% с 14,7% против 18,5% на начало года, но очевидно, что они продолжат снижаться и дальше.
Без учета кризиса, вызванного коронавирусом, только за счет ужесточения регулирования ЦБ с введением надбавок к коэффициентам риска регулятор ожидал однозначных темпов роста по итогам года.
Теперь же можно допускать, что ожидаемые в Минэкономразвития в прошлом году 4% будут неплохим результатом. Доля просроченной задолженности по розничным кредитам в мае возросла с 4,6% до 4,7%, но банки не могут рассчитывать на краткосрочный шок. В мае безработица подскочила до восьмилетнего максимума в 6,1% после 4,7% в марте, располагаемые доходы населения по оценкам ВШЭ во II квартале рухнули на 18%, а по итогам года падение может уменьшиться только до 8,2-12,1%.
Банки вынуждены ужесточать стандарты кредитования, что наряду с сокращением числа заявок со стороны наиболее кредитоспособных граждан не позволяет ожидать улучшения кредитной активности. Так по данным Национальное бюро кредитных историй, во II квартале было выдано на 50,5% меньше кредитных карт по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Общую статистику тем не менее в ближайшее время продолжит «маскировать» ипотека. После введения 20 апреля льготных условий под 6,5% годовых банками уже выбрана четверть запланированного правительством лимита. В июне по оценкам кредитных организаций на этот продукт пришлась уже половина выданных ипотечных кредитов. По итогам мая ипотечных кредитов было выдано уже столько же, сколько и в прошлом году после падения на 16,9% г/г в апреле.
Ожидания директора департамента финансовой стабильности Банка России Елизаветы Даниловой по стабилизации просроченных кредитов могут выглядеть несколько оптимистичными. Эффект реструктуризации в рамках 106-ФЗ может быть нейтрализован более медленными темпами восстановления экономики. В частности, в случае возникновения «второй волны» не только в России, но и за рубежом, что отчасти уже находит свое подтверждение. В этом случае непростая ситуация на рынке труда не будет способствовать улучшению кредитоспособности граждан. В Национальном рейтинговом агентстве допускают, что в сегменте более рисковых необеспеченных кредитов населению доля просроченной задолженности к концу года достигнет 15-20% против 12% по итогам мая. По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, в мае шесть из десяти заемщиков выражали опасения, что могут перестать выполнять кредитные обязательства. По прогнозам организации, без учета новых шоков в экономике армия должников, вышедших на просрочку, не превысит 5,7 млн человек против 5,2 млн на текущий момент.
На осторожность в прогнозах указывает и ослабленное финансовое положение граждан до вспышки COVID-19. По оценкам Объединенного кредитного бюро, еще в начале года потенциальными банкротами были 1,15 млн россиян. По данным той же НАПКА, в конце 2019 года для полного погашения обязательств среднему клиенту банка требовалось почти 11 ежемесячных зарплат против семи пять лет назад. По данным Банка России, в среднем по стране 15% всех доходов граждан уходило на оплату кредитов.
Михаил Дорофеев, председатель правления КПК «Обновление»