Фото из открытых источников
В марте президент России Владимир Путин пообещал россиянам кредитные каникулы в качестве меры поддержки на фоне ситуации с коронавирусом. Не имея возможности напрямую отказать своим заемщикам, кредитные организации идут на различные ухищрения, чтобы не предоставлять льготных периодов.
СМИ сообщают о массовых жалобах россиян, обратившихся в банки за кредитными каникулами. Банки затягивают рассмотрение заявлений, нередко «теряют» их, пытаются подменить кредитные каникулы собственными программами, которые далеко не всегда выгодны заемщикам. При этом доказать нарушения со стороны кредитных организаций – дело непростое.
«Сформировалась позиция презумпции виновности клиентов. На них возложено бремя доказательства нарушений, допущенных банком. Это недопустимая практика, поэтому мы считаем необходимым проведение проверки в банках», – цитируют «Известия» руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгению Лазареву.
Ранее ОНФ обращался в Банк России с просьбой провести проверку в кредитных организациях в части соблюдения ими требований закона. В регуляторе подтвердили, что неоднократно выявляли недобросовестные практики в работе финорганизаций, в частности были выявлены:
- игнорирование обращений граждан за кредитными каникулами;
- необоснованное отклонение заявлений;
- предоставление некорректной или неполной информации о реструктуризации кредитов;
- нарушение сроков рассмотрения заявок и ряд других нарушений.
Правозащитники со ссылкой на специализированные форумы сообщили, что одной из частых проблем при обращении граждан за кредитными каникулами является «потеря» банками заявлений. При этом, кредитные организации не обязаны отчитываться перед ЦБ о количестве подобных случаев и, соответственно, такие проблемы в общей статистике нарушений не отражаются.
В то же время, в самих банках отрицают наличие системных нарушений и говорят, что доля отказов крайне незначительна.