Фото из открытых источников
Министерство финансов России разработало ряд правил для регулирования госкредитов. В случае их утверждения ряд привычных стран-заемщиков не сможет воспользоваться российской финансовой помощью.
Подобные правила в России разработаны впервые. Их создание потребовалось после принятия год назад поправок в Бюджетный кодекс. 20 августа на сайте Минфина РФ был опубликован «Об утверждении порядка предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам-заемщикам».
Если правила будут приняты без серьезных корректировок, то круг потенциальных заемщиков серьезно сузится. В частности, на кредиты не смогут претендовать:
- «государства, находящиеся в состоянии военных конфликтов и социально-политических кризисов;
- государства, в отношении которых действуют поддержанные Россией санкции ООН, предусматривающие ограничения на предоставление внешнего финансирования;
- государства, допустившие дефолт по своим внешним долговым обязательствам и не наладившие финансово-экономическую ситуацию;
- государства, отнесенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к шестой и ниже группам странового кредитного риска;
- государства с долгосрочным кредитным рейтингом ниже B- (Standard & Poor's, Fitch) или B3 (Moody's Investors Service);
- государства, по которым средняя за предыдущие три месяца стоимость суверенных кредитных дефолтных свопов (Credit Default Swap – CDS) в долларах США на срок 10 лет превышает 800 базисных пунктов по данным информационной системы «Блумберг» (Bloomberg) при наличии соответствующих котировок», – сказано в тексте документа.
Таким образом, на госкредиты от РФ не смогут претендовать:
- Сирия, Ливия, Афганистан и Йемен, находящиеся в состоянии гражданской войны (по данным Совета по международным отношениям США);
- Украина, которая находится в состоянии военного территориального спора;
- Белоруссия, охваченная внутренним политическим кризисом;
- Венесуэла, Ангола, Армения, Иран, Куба, КНДР, Киргизия и Молдавия, отнесенные Организацией экономического сотрудничества к шестой и седьмой категориям странового риска.
По информации РБК, Белоруссия и Венесуэла являются крупнейшими суверенными заемщиками РФ, а с 2015-го были предоставлены крупные кредиты Кубе и Армении. Если правила Минфина будут утверждены, перечисленные страны не смогут брать деньги в долг у России на общих основаниях.
Правда, в документе есть оговорка, согласно которой, Россия может предоставить государству кредит в индивидуальном порядке «с учетом стратегического характера политических отношений Российской Федерации с государством-заемщиком».
На данный момент проект проходит процедуру раскрытия информации.