23:04 Время

В ожидании второй волны: грозит ли россиянам дальнейшее сокращение зарплат?

В мире

Подписаться на новости
20:00
16351
0
Фото из открытых источников

Накануне российские СМИ сообщили, что из-за пандемии более трети компаний сократили размер зарплаты своим сотрудникам, а около четверти были вынуждены пойти на сокращение штата. Согласно исследованию банка «Открытие», около 7% компаний закрылись.

Редакция Dolgi.ru попросила прокомментировать ситуацию и поделиться своим прогнозом на ближайшее будущее главного аналитика компании  ТелеТрейд, кандидата экономических наук, автора книги «Деловые игры по рыночной экономике и бизнесу» Марка Гойхмана.

Сокращение зарплат – вынужденный, но вполне адекватный шаг для многих компаний, которые теряют доходы из-за последствий пандемии. Для поддержки рентабельности, а то и просто для выживаемости необходимо сокращать расходы, в том числе и на оплату труда.

В бизнесе принято понятие при  финансовых трудностях «резать косты», то есть уменьшать постоянные расходы, не зависящие от масштабов продаж. К  «костам» (от английского «cost» – «стоимость») относятся, например, аренда, реклама, оклады сотрудников и прочее. Причём для работников это может быть принцип «из двух зол выбирают меньшее». При снижении заработков в трудные времена есть гипотетическая возможность сохранить сам бизнес и рабочие места, потеря которых и была бы «большим из зол». 

Вторая волна пандемии – ожидаемый новый удар. Он будет меньшим, если не встанут возвращать карантинные меры, закрывать работу компаний. Это всё же наиболее вероятный сценарий. Поскольку второго карантина бизнес может просто не выдержать. Но даже без них выручка у бизнеса, ориентированного на конечного потребителя, может снижаться. Это практически замкнутый круг.

Происходит уменьшение реальных доходов населения – во втором квартале оно составило 9%. Правда, это была наиболее острая фаза пандемии. До конца года вероятна всё же более сглаженная динамика, снижение реальных доходов может составить 4-6%. Но и это сильно уменьшает возможности потребительского спроса, вызывает у людей необходимость экономии.

В свою очередь, от такого положения страдают компании, ориентированные на конечного пользователя. Прежде всего, это непродовольственная торговля, общепит, сервисные и бытовые услуги, жилищное строительство, завязанные на потребительский рынок производства, транспорт, туризм и гостиницы и т. д. Уменьшение продаж перетекает к их поставщикам и подрядчикам, обслуживающим бизнесам. Всё это, по цепочке, приводит вновь к сокращению зарплат в этих секторах. 

В свою очередь, уменьшение зарплат и доходов в целом, сокращение занятости влекут за собой необходимость для людей увеличивать задолженности, в частности, за счёт потребительских и карточных кредитов банков. В отчёте ЦБ за август регулятор с тревогой отметил следующее, что розничная просроченная задолженность выросла довольно существенно – на 26 млрд руб. (+3,0%). Это выше среднемесячного прироста в 2019-го и первого полугодия 2020-го и в большей мере отражает влияние пандемии.

При этом доля неработающих потребительских кредитов (просроченных на  срок свыше 90 дней) за август выросла с 8,9 до 9,3%. Данная тенденция может продолжиться и до конца года, что приведёт к ещё большей доле просроченных задолженностей и наращиванию банкротств физических лиц. 

Добавить комментарий