Фото из открытых источников
Указом Правительства РФ от 01.10.2020 г., № 1587 продлен мораторий на процедуру банкротства предприятий по требованию их кредиторов до 07.01.2021 г. 1 апреля в Закон о банкротстве были внесены положения, позволяющие ввести мораторий на банкротство для самых пострадавших отраслей на территории России. Через два дня Правительством был введен шестимесячный мораторий на инициирование дел о несостоятельности юридических лиц по ходатайствам кредиторов.
Под действие этого закона попадают индивидуальные предприниматели и юрлица, чей основной вид деятельности по ОКВЭД (по состоянию на 1 марта) был указан в списке отраслей, наиболее пострадавших от ограничений, связанных с COVID-19. Кроме того, инициатива затронула системообразующие и стратегические предприятия, которые на определенное время защищены от процедуры банкротства.
Финансовые санкции в отношении подобных компаний при моратории применяться не будут. Также запрещается направлять взыскания на имущество, которое находится в залоге, а производство, возбужденное в отношении начисленных долгов, будет приостановлено. Такие меры уже применяются или реализуются в разных иностранных государствах, которые в значительной степени пострадали от коронавирусной пандемии.
Каковы последствия моратория?
Главным последствием стал запрет для кредиторов инициировать процедуру несостоятельности юрлица, а также каким-либо образом принудить его к взысканию задолженности. Соответственно, сами кредиторы оказались в довольно непростой ситуации. Между тем, у должника сохраняется право объявить себя банкротом. При этом на компании, находящиеся под действием моратория, распространяется ряд не только защитных, но и ограничительных мер. К ним относится запрет любых выплат по законом установленным правам, в том числе дивидендных выплат.
Кроме того, участникам запрещен выход из бизнеса с требованием выплаты стоимости их доли и выкупа или приобретения должником находящихся в обращении акций, а также заключения зачета взаимных требований в нарушение очередности, установленной действующими нормами и правилами законодательства РФ, которые касаются банкротства.
В качестве еще одной ограничительной меры по отношению к компаниям из «мораторного» списка можно считать невозможность изъятия собственником имущества должника – унитарного предприятия принадлежащего ему имущества. В случае отказа от установленного моратория юридические лица сохраняли свои права на выплату дивидендов и паев.
Важно отметить, что в связи с обилием ограничительных мер значительное количество компаний, которые подпадают под мораторий, отказались от него.
Для кого-то спасение, а кто-то лишь копит долги
Мораторий только предоставляет временную отсрочку по уплате денежных долгов, также он не снижает и не списывает имеющиеся долговые обязательства. Возможность спасти свой бизнес в данных условиях минимальна, прогнозируется значительный рост количества банкротств после завершения периода действия ограничительных мер.
Кроме того, присутствует вероятность, что этой возможностью могут воспользоваться недобросовестные должники, у которых в период действия моратория имеется лишь право, а не обязанность обратиться в суд с заявлением о банкротстве. Введенные меры способствуют неисполнению в добровольном порядке обязательств, возникших до периода пандемии (прекращение начислений неустоек, приостановление исполнительного производства и пр.), поэтому такие компании могут скрыть свои активы.
Фактически у самих должников нет сложностей, поскольку они могут отказаться от моратория. В сложившейся ситуации больше сложностей возникает именно у кредиторов, которые не могут подать в суд заявление о признании должника банкротом, если он согласился на мораторий. Эффективность от введенного моратория как такового сомнительна, как мы писали выше – это всего лишь отсрочка от уплаты долгов.
В конечном итоге к завершению ограничения должники могут прийти с огромным количеством накопленных долгов, которые так или иначе подтолкнут их к банкротству. Тем не менее, вполне возможно, что инициатива сможет помочь небольшому количеству бизнесменов попытаться восстановить свою платежеспособность и сохранить позиции на рынке.
Светлана Леонтьева, генеральный директор «Управляющая компания «Помощь»