06:43 Время

ТОП-5 ошибок в юридических документах, из-за которых бизнес может оказаться в долгах

Фото из личного архива

Специалисты юридической компании «МОЖНО» провели исследование среди своих клиентов, чтобы выявить как юридические ошибки в документации клиента, которые были допущены им до обращения в компанию, влияют на прибыль. Результат был не утешительным. Выяснилось, что около 60% предприятий имеют неправильно оформленную документацию, которая приводит к судебным тяжбам. Только за прошлый год по результатам обращения в компанию сумма споров и требований без стоимости самих юридических услуг составила 9,6 млрд рублей. 

Юристы обозначили ТОП-5 документов, в которых предприниматели чаще всего допускают ошибки.

1. Учредительные документы

Устав – сердце любой компании. Недоработки на этапе составления документации, особенно если учредителей несколько, способны в будущем привести к значительным убыткам, вплоть до потери бизнеса.  

В уставе очень четко и в выражениях, не допускающих двойного толкования, обязательно нужно установить срок полномочий руководящих органов, порядок их назначения или избрания. Также распространенной ошибкой является указание на то, что генеральный директор без доверенности может действовать от имени общества, заключать сделки и т.д.

Дело в том, что в действующем законодательстве отсутствует автоматический порядок признания незаконными сделок, заключенных без согласования с советом директоров или собранием акционеров общества. Такие сделки могут быть признаны недействительными судом только по иску заинтересованных участников. Например, низший предел сделки, одобрение которой требует закон - 25% от балансовой стоимости активов, определенных на последнюю дату составления отчетности.

При стоимости активов в 100 000 000 рублей, величина потенциального убытка равна 25 000 000 рублей.

Пример:

Клиент обратился с просьбой оспорить сделку, совершенную генеральным директором его общества. Предметом сделки являлись объекты недвижимости, стоимостью менее 25% активов общества, но очень важные для компании. В процессе разбирательства выяснилось, что конечным получателем имущества, через цепочку перепродаж, стал сам генеральный директор. Гражданским кодексом РФ запрещается совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. А генеральный директор является представителем общества в силу закона.

Соответственно, предмет и основание иска были изменены и имущество возвращено. В этот раз в результате кропотливой работы юристов и определенного доли везения удалось отстоять интересы клиента. Но, если бы сделка была заключена генеральным директором в отношении третьего лица, за взятку, по договоренности или каким-то другим способом, вернуть имущество вряд ли бы получилось. А вот наличие ограничения на сумму сделки, установленное в уставе общества, дало бы основания для признания сделки недействительной и возврата имущества сразу. 

2. Договоры

Договор – это основной документ, регулирующий взаимоотношения между сторонами.  

Пожалуй, самая основная и губительная ошибка – не проверять сведения, которые предоставляет контрагент. Например, в договоре указано, что лицо, подписывающее договор со стороны контрагента, действует по доверенности. Стороны согласились, заключили договор, а доверенность не проверили. Одна сторона оплатила аванс и ждет исполнения договора. Другая в это время пользуется авансом и не выполняет обязательства.

Когда доходит дело до претензий, недобросовестная сторона заявляет, что ничего не должна, поскольку договор подписал не имеющий полномочий представитель. В результате пострадавшая сторона, конечно, имеет право потребовать вернуть аванс, но при этом она потеряет время, не получит нужный товар или услугу и т.д. Также в этом случае не последует никаких штрафных санкций, поскольку договор не был заключен.

3. Первичная документация

Помимо договоров, к первичной документации относятся акты приема-передачи товара (работы, услуги), счета, счета-фактуры, накладные и т.д. Мало того, что эти документы должны существовать, они обязаны быть правильно оформлены.

Пример:

Подрядчик, выполнив работу по договору подряда, связанную с монтажом очистных сооружений, подготовил акт приема-передачи выполненных работ, но не направил его в предусмотренном договором порядке, а передал прорабу на объекте. Тот, по окончании работ уволился и акты потерялись. Заказчик, спустя некоторое время, потребовал от нашего клиента возвратить аванс и оплатить штрафные санкции за неисполнение договора на общую сумму, превышающую 3 млн. рублей.

Проблему удалось уладить путем переговоров, предъявив заказчику другие первичные документы - билеты на самолет, командировочные удостоверения, с отметками заказчика, акт допуска подрядчика на площадку для выполнения работ. На мой взгляд, это наилучшим образом иллюстрирует важность правильного оформления первичной документации, поскольку наглядно демонстрирует как неправильная работа с первичными документами породила проблему, а правильное оформление другой первичной документации помогло ее решить.

4. Торговый знак

Это очень важный аспект, которому в России не уделяют должного внимания. Между тем, торговый знак чаще всего является фундаментом, на котором основана деятельность компании. 

Товарный знак защищается законом со дня его государственной регистрации. Регистрация товарного знака осуществляется по принципу эксклюзивности, т.е. уникальности, которая не позволяет путать товарный знак с иными словесными или графическим изображениями. Однако, допускается регистрация товарного знака, содержащего общеупотребительные слова и изображения, если они являются составными частями уникального товарного знака и обладают различительными способностями.

Пример:

Товарный знак «Стиральный порошок «Ромашка» (назовем его Ромашка 1), отрисованный уникальным шрифтом с использованием уникального рисунка цветка ромашки, может быть зарегистрирован как товарный знак. Но, охраняемым элементом будет именно товарный знак, а не общеупотребительные слова: «стиральный», «порошок» и «ромашка». Соответственно другой производитель может зарегистрировать товарный знак «Стиральный порошок «Ромашка» (Ромашка 2) просто нарисовав его в стиле, обеспечивающем различность с другим знаком, содержащим эти же слова.

Допустим оба товара продаются на маркетплейсе с оборотом 1 000 000 рублей в день. По правилам маркетплейса обладатель права на товарный знак может потребовать от маркетплей са приостановить продажу товара конкурента, использующего похожий товарный знак. На этом основании владелец знака Ромашка 2 обращается с заявлением о приостановке продажи товаров, принадлежащих Ромашке 1. Маркетплейс не суд, выяснять кто прав не имеет права, поэтому приостанавливает продажи Ромашки 1. В суде Ромашка 1,конечно, докажет свою правоту, но потери 1 000 000 рублей в день суд вряд ли компенсирует. 

5. Международные договоры

К международным договорам относятся все те же ошибки, которые перечислены в разделе, посвященном общим договорам. Но есть ошибки, характерные только для международных договоров. 

Пример:

Фирма А, находящаяся в России, заключила договор поставки подсолнечного масла на 27 000 000 рублей с покупателем Фирмой Б, находящейся в Гонконге (КНР). При подготовке договора мы предложили использовать в качестве правового основания Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 года, CISG). Дело в том, что правила ИНКОТЕРМС не заменяют договор купли-продажи, а лишь позволяют сократить его. Условия поставки ИНКОТЕРМС не определяют переход права собственности на товар, не указывают цену за него и способ оплаты, не обозначают санкции в случае нарушения договора. 

ИНКОТЕРМС отражают лишь распределение между продавцом и покупателем обязанностей и финансовых затрат, таких как: перевозка товара, его погрузка и разгрузка с транспортного средства, таможенное оформление, оплата налогов, пошлин и сборов, страхование, а также переход рисков утери и повреждения товара.

В отличии от ИНКОТЕРМС Венская конвенция 1980 года полноценно регулирует взаимоотношения международной купли-продажи товаров. Кроме того, на сегодняшний день наработана огромная правоприменительная практика в международных арбитражах, включая Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, который был выбран в качестве места рассмотрения споров по договору. Таким образом, когда возник спор с покупателем о количестве поставленного товара и сроках его оплаты удалось довольно быстро его урегулировать путем переговоров, избежав длительных судебных заседаний и издержек. 

 Андрей Шевченко, партнер юридической компании «МОЖНО»

КОММЕНТАРИИ

  • Гость 10:54

    Ромашка охраняемый элемент для стирального порошка. Пример некорректный

Добавить комментарий