Еще несколько лет назад слово «предприниматель» было в России чем-то даже ругательным. Но сейчас все изменилось. Государственные органы постоянно отмечают ценность бизнес-сообщества и его вклад в развитие страны. Для предпринимателей предусмотрены налоговые преференции, гранты, разработаны льготные кредитные программы и т.д. Правительство увидело ценность этого сектора и твердо намерено увеличить долю МСП до 30-35%. Созданы муниципальные центры содействия развитию предпринимательства, а местные чиновники разыскивают молодых и перспективных, чтобы вместе поднимать экономику страны.
Наше государство наконец осознало, что живой бизнес – это рабочие места и стабильные налоговые отчисления в бюджет. Действительно, в странах с высокой долей МСП в структуре экономики ее развитие происходит более быстрыми темпами. Если взять в качестве примера Китай, там доля малого и среднего бизнеса доходит до 60%, то мы увидим, что Поднебесная имеет один из самых высоких ВВП и является самой быстроразвивающейся экономикой в мире. МСП предоставляет около 80% рабочих мест в КНР и обеспечивает около 50% налоговых поступлений.
В РФ ситуация совсем иная. Доля МСП едва дотягивает до 20%, а предпринимателями себя считают около 3% населения. За последнее десятилетие ситуация практически не менялась, а за годы пандемии доля МСП сократилась еще на 2%. Отсутствие реального государственного стимулирования, доступного профильного образования, страх личной ответственности, высокие риски - эти и многие другие причины лежат в основе отсутствия динамичного роста предпринимательской активности. Во многом это наследие советских времен, когда частный бизнес был под запретом.
Однако, положительная динамика прослеживается. Доля МСП начинает увеличиваться в нашей стране во многом за счет самозанятых и индивидуальных предпринимателей. Их называют одними из драйверов роста бизнес-сообщества. На октябрь 2022 г в нашей стране зарегистрировано более 5,5 млн микропредприятий и более 200 тыс. малых предприятий. Для сравнения, к среднему бизнесу относятся около 18 тыс. компаний, а к крупному – чуть более 12 тыс. Несмотря на то, что самозанятые пока что официально не относятся к МСП, правительство уже присвоило им этот статус для участия в аукционах или тендерах по госзакупкам. Вероятно, следующим шагом станет включение самозанятых в реестр МСП. Между тем, по статистике, сейчас на долю малого и среднего предпринимательства приходится около 40% общего оборота, а количество занятых там сотрудников уже достигает 35%.
Кузница бизнесменов
Существует мнение, что для того, чтобы добиться значимых результатов, растить предпринимателей надо уже со школьной скамьи. Теперь у российских школьников появилась такая возможность. В 2021 году стартовал всероссийский образовательный благотворительный проект «База», где детей обучают ведению бизнеса. Суть его заключается в том, что в течение 12 недель у ребят проходят занятия, на которых они изучают основы предпринимательства, развивают креативное мышление и прокачивают soft skills. Это, так называемы «гибкие» навыки, которые тесно связаны с личностными качествами человека и не относятся к профессиональным. Например, умение вести переговоры, строить диалог, управлять командой, быстро адаптироваться к изменениям и т.д.
Проект реализуется в обычных муниципальных школах страны. Принять участие в нем может любое образовательное учреждение. Это абсолютно бесплатно, поскольку проект благотворительный и финансируется успешными предпринимателями России. В первом потоке было набрано 100 учеников из 7-11 классов, которые прошли обучение и по его результатам подготовили собственные бизнес-проекты. Детей оценивали члены жюри - действующие предприниматели. Лучшие были отмечены призами и получили возможность начать свое дело. В этом учебном году - 2022-2023 - также будет набран второй поток, состоящий из 140 детей.
Проект «База» в России был создан и запущен с учетом международной практики. В 70-гг в США существовала благотворительная программа Junior Achievement, которая была направлена на развитие финансовой грамотности и предпринимательских навыков среди молодежи. Она показала хорошие результаты и в прошлом году российское бизнес-сообщество решило адаптировать ее под РФ. Результаты первого потока показали, что дети не забросили свои проекты, а продолжают их развивать по мере возможностей. Школьница, которая стала победительницей, даже начинает выходить со своей продукцией на российские маркетплейсы. Дальнейшее развитие проекта «База» позволяет надеяться на то, уже через несколько лет, российское предпринимательство может выйти на принципиально новый уровень, который, безусловно, необходим для развития экономики нашей страны в сегодняшних реалиях.
Ольга Лакустова, директор Фонда поддержки и развития природоохранных и других социально-значимых проектов «Наш фонд»