Фото с портала: novostink.ru
Министерство финансов России и Федеральная налоговая служба снова начали обсуждение вопроса о контроле крупных расходов населения в целях борьбы с серыми зарплатами. Издание «Ведомости» сегодня, 13 июля, сообщило об этом со ссылкой на свои источники в правительстве.
Идея, которую сейчас обсуждает правительство, как отмечает один из источников издания, «очень сырая», а сама возможность пока только обсуждается. Причиной источники «Ведомостей» называют не только необходимость бороться с серыми заработными платами, но и необходимость пополнять бюджет. Один из представителей финансово-экономического блока правительства, проинформировавший издание, считает, что нельзя мыслить исключительно с точки зрения доходов бюджета. Идею называют логичной, хотя как ее реализовать – в правительстве пока не понимают. Базы данных ФНС и Росреестра должно хватить для внедрения и осуществления контроля, однако здесь встает другая проблема – выявить и определить, доход, в том числе и его легальность, который действительно прошел «мимо» налоговой.
Вопрос механизма по контролю расходов россиян поднимается в правительстве уже не первый раз. Минфин, вопреки своим последним предложениям по работе с бюджетом и пенсиями, не является инициатором обсуждения. Заместитель главы ведомства Илья Трунин рассказывает, что сегодня подобные механизмы уже реализованы, но при налоговом администрировании они не учитываются, хотя декларирование расходов применяют некоторые госслужащие и служащие госкомпаний. С его слов, лучшим решением будет усовершенствование уже имеющихся механизмов налогового контроля в отношении физических лиц. «Переход к прямому налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов может повлечь за собой рост споров с налоговиками с неочевидным исходом», - передает слова Трунина «Ведомости». Федеральная налоговая служба ситуацию не прокомментировала.
Чиновники, информировавшие «Ведомости» вспоминали и об идее Минфина об ограничении расчетов наличными деньгами, с помощью чего сразу бы выявлялись все крупные покупки. Условный налоговый контроль за расходами в России уже был. В 1990-е годы использовалась декларация о расходах, а до 2003 года в Налоговом Кодексе существовал ряд статей, в соответствии с которыми инспекции могли контролировать расходы граждан. Бывший заместитель министра по налогам и сборам Дмитрий Черник комментирует, что определить источник дохода тогда, тем не менее, не представлялось возможным. Внедрение контроля за расходами сегодня скорее создаст дополнительную нагрузку на налоговую службу и на население, чем принесет дополнительный доход в бюджет.
UPD: Глава Минфина России Антон Силуанов прокомментировал ситуацию, сложившуюся относительно информации о том, что в правительстве обсуждается вопрос о введении контроля за крупными расходами граждан, которую сообщило издание «Ведомости» со ссылкой на свои источники. Силуанов подтвердил, что речь шла о борьбе с серыми заработными платами и сокращении теневого сектора экономики, что впоследствии могло бы повысить доходы бюджета за счет повышения поступающих в него сумм налогов. Однако на совещании 12 июня вопрос о введении контроля над крупными расходами граждан не рассматривался.
Силуанов сообщил, что сегодня существует система, контролирующая крупные расходы чиновников и работников государственных компаний, но «этот механизм не предполагает налоговых последствий».
Ранее также упоминалось, что данное обсуждение не является инициативой Минфина.