microsoft.com
Из-за закона о коллекторах, который вступил в силу 1 января 2017 года, сотовые операторы лишились возможности информировать своих клиентов о задолженности на счете. Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) разработала поправки в закон, позволяющие высылать СМС о долгах, пишет газета «Коммерсант».
Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по связи и информационно-коммуникационным технологиям предлагает внести в Федеральный закон № 230 ряд изменений, которые позволят операторам сотовой связи информировать своих клиентов о размере задолженности.
После вступления в силу закона о коллекторах сообщения, содержащие информацию об имеющейся задолженности на счете клиента оператора мобильной связи, попали под запрет. В компаниях при этом отметили, что подобная информация позволяла клиентам вовремя напоминать о долгах, чтобы те не уходили в большой «минус».
Авторы поправок считают, что действие закона не должно распространяться на случаи, когда задолженность возникла перед оператором связи. При этом, если оператор связи уже обратился к коллекторам или к кредитным организациям, то его действия подпадут под действие закона о коллекторах.
Нужно ли действительно вносить подобные изменения в ФЗ № 230, обсудили эксперты портала DOLGI.RU:
Алексей Шарон, независимый эксперт по исполнительному производству, руководитель регионального отделения объединения ветеранов ФССП РФ:
Действительно, для таких кредиторов как операторы сотовой связи необходимо предусмотреть возможность направления смс своим абонентом о наличии долга. В противном случае у человек отключат телефон, а он даже не может получить необходимую информацию о причинах его отключения. Операторам сотовой связи приходится это делать намёками, что является абсурдом.
Андрей Колесник, кандидат юридических наук, генеральный директор юридической компании «Ренессанс-LEX»:
Необходимо отметить, что действующая редакция Закона не запрещает информировать абонента о сумме долга. При этом предусматривается ряд ограничений – сообщения не допускаются к отправке кредитору в рабочие дни с 22 до 8 часов, в праздничные и нерабочие дни в период с 20 до 9 часов по местному времени; запрещена отправка сообщений общим числом более двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцати раз в месяц.
Такой объем информирования о просроченной задолженности, на мой взгляд, более чем достаточен. При этом в сообщении, согласно положениям пункта 6 статьи 7 Закона, должно быть указаны: 1) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах; 2) сведения о факте наличия просроченной задолженности (без указания ее размера и структуры); 3) номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
Считаю обоснованным применение к долгам по сотовой связи, в случае обращения к должнику непосредственно оператора, упрощенной формы смс-уведомления, действовавшей до введения Закона.
Дмитрий Жданухин, генеральный директор Центра развития коллекторства, президент Ассоциации корпоративного коллекторства:
Операторы связи, возможно, желают использовать такие приемы как «метод Паниковского», т.е. не простые, а надоедливые напоминания о задолженности. Эта возможность действительно серьезно ограничена коллекторским законом, а также регламентировано содержание сообщений, что заставляет делать их большими.
Учитывая «сырой» характер ФЗ №230, вероятно, будет появляться все больше групп, лоббирующих изменение и уточнение этого закона. В любом случае операторам связи стоит задуматься не только об изменении законодательства, но и о развитии коммунального коллекторства как специфического направления профессионального внесудебного взыскания долгов.
Алексей Кравцов, Президент Союза Третейских судов, член Общественного Совета при ФССП России:
Действительно, т.н. «закон о коллекторах» (Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности) не указывает операторов сотовой связи среди субъектов, к которым данный закон не применяется.
Исключения установлены в статье 1 данного федерального закона, достаточно дополнить ее соответствующей нормой, и операторы сотовой связи смогут привычно осуществлять информирование.
Однако представляется, что правильным было бы не выводить всю деятельность операторов сотовой связи по взысканию задолженности абонентов из-под действия закона, а предусмотреть возможность однократного смс-уведомления абонента о наличии задолженности.
Владимир Скоков, управляющий партнёр Правового бюро «Скоков и партнеры», руководитель Комитета «Интернет + Право» Института Развития Интернета, ведущий программы «Легальный разговор» на канале Media Metrics:
Это, с одной стороны, позволит избежать злоупотреблений при таком информировании граждан со стороны сотовых операторов, с другой стороны - цель уведомления о наличии задолженности будет достигнута. При этом все последующие действия сотовых операторов по возврату задолженности должны подпадать под действие закона.
В первую очередь ФЗ № 230 направлен, всё-таки, на защиту должников, а не кредиторов. Именно их права и свободы призван защитить новый Закон. Операторы сотовой связи имеют все возможности информировать абонентов о задолженности, как и другие компании, работающие с абонентами по постоплате, например, медицинские центры и фитнес-клубы.
Пока инициатива вызывает больше вопросов, чем понимания. Главное, чтобы в результате подобных инициатив Закон не утратил свой изначальный смысл. Если все отрасли впишут себя в исключения из 230-ФЗ, то может оказаться так, что по факту граждан будут как и прежде одолевать кредиторы, но теперь лишь за исключением непосредственных коллекторов.
Материал подготовил: Сергей Кузьминок