rutraveller.ru
Министерство финансов Челябинской области досрочно рассчиталось по кредиту перед Сбербанком, срок погашения которого изначально был рассчитан до ноября 2019 года – об этом заявил глава ведомства Андрей Пшеницын.
Совокупный долг региона перед крупнейшим банком страны составлял 550 миллионов рублей, однако в целях экономии бюджетных средств было принято решение о досрочном погашении займа. Это позволит сэкономить на выплате процентов 41,6 миллиона рублей до конца 2017 года. С начала текущего года бюджет региона уже досрочно погасил кредиты на сумму порядка 3 миллиардов рублей, что позволило сэкономить на обслуживании долгов более 232 миллионов рублей.
Как рассказали порталу DOLGI.RU в Министерстве финансов Челябинской области, в первую очередь регион досрочно гасит более дорогие в обслуживании кредиты, что обеспечивает экономию на выплате процентов. Самые дорогие в обслуживании займы – коммерческим кредиторам. Сейчас регион должен им 1,9 миллиарда рублей (что составляет 1,9% собственных доходов Челябинской области). Однако уже в конце апреля челябинский Минфин намерен заместить эти обязательства бюджетным кредитом со ставкой 0,1%, (против коммерческих займов, ставка которых составляет не менее 10% годовых).
Министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын рассказал, что для получения бюджетных кредитов правительству региона приходится жестко ограничивать размер бюджетного дефицита и уровень государственного долга. Как пояснила DOLGI.RU старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА) Елена Анисимова, в 2017 году дефицит бюджета субъекта не должен быть более 10% от суммы доходов бюджета (без учета безвозмездных поступлений), а размер рыночного долга должен постепенно сокращаться до 50% от доходов без учета безвозмездных поступлений к 1 января 2019 года.
Руководитель департамента суверенных и региональных рейтингов Национального рейтингового агентства (НРА) Александр Пахалов говорит о том, что активное управление своими долгами для российских регионов – обычная практика. По его словам, субъекты РФ постоянно проводят операции с кредитами и иными долговыми инструментами: некоторые займы погашаются (в ряде случаев - досрочно), на смену им привлекаются новые.
Александр Пахалов также указал, что основными целями являются покрытие «кассовых разрывов» между доходами и расходами бюджета, оптимизацию долга по срокам и процентным ставкам, а также попытки не допустить приближения долговой нагрузки к лимиту, установленному Бюджетным кодексом (100% от собственных доходов бюджета). При этом, по его словам, самой распространенной долговой операцией за последние 2 года является замещение коммерческих кредитов бюджетными.
Это произошло потому, поясняет Елена Анисимова, что, начиная с 2014 года объем предоставляемых бюджетных кредитов существенно возрос, и в итоге к концу 2016 года банковский долг регионов впервые снизился год к году.
Однако в 2017 году объем предоставляемых бюджетных кредитов резко снизится – до 200 миллиардов рублей - по сравнению с ежегодными 340 миллиардами рублей в 2015-2016 годах. Поэтому АКРА прогнозирует обратный процесс – замещение бюджетного долга рыночным (подробнее об этом в исследовании АКРА (https://www.acra-ratings.ru/research/170).
Елена Анисимова отметила еще одну особенность динамики долговой нагрузки регионов. Основные траты региональных бюджетов приходятся на конец года, поэтому в течение года регионы могут управлять долгом, снижая его. Однако в конце года спрос на кредиты традиционно возрастает – особенно заметно это было в 2016 году: на 1 ноября долг регионов снизился на 284 миллиарда рублей, или на 29% по сравнению с 1 января 2016 года. Затем за декабрь регионы нарастили долг на 127 миллиардов рублей, или на 19% по сравнению долгом на 1 ноября.
Автор: Дмитрий Нечетов