kredit24.su
Объединенное Кредитное Бюро и сервис онлайн-кредитования «Е заем» провели совместное исследование платежной дисциплины заемщиков банков, получавших беззалоговые кредиты, и МФО. По результатам исследования выяснилось, что клиенты обоих сегментов стали в целом реже допускать просрочки – причем как заемщики с хорошей кредитной историей, так и те, кто раньше допускал длительные просрочки.
Согласно данным проведенного исследования, клиенты обоих сегментов финансового рынка были разделены на две группы: те, кто не допускал просрочек по предыдущим обязательствам и те, кто ранее задерживал выплаты на срок 30 и более дней. В каждой из групп анализировалась платежная дисциплина по новым полученным кредитам и займам в течение года с момента выдачи.
Платежная дисциплина заемщиков с хорошей кредитной историей в целом лучше в банковском сегменте. 96% заемщиков с хорошей историей продолжают также хорошо обслуживать и свои новые кредиты. В сегменте МФО этот показатель чуть хуже. Почти 80% заемщиков с хорошей кредитной историей возвращают займы вовремя. Среди заемщиков, ранее допускавших просрочки 30 и более дней, 78,7% не допускали просрочек по новым банковским кредитам, а почти 75% выплатили вовремя займы МФО.
По результатам исследования также выяснилось, что клиенты банков и МФО стали в среднем платить лучше. Доля клиентов МФО, имевших просрочки в прошлом, но вернувших новые займы вовремя, выросла за два года почти на 16 процентных пункта: с 59,1% до 75,0%. Немногим меньше выросла эта доля среди клиентов микрофинансовых организаций, ранее не имевших длительных просрочек – на 15,2 процентных пункта: с 64,5% до 79,7%. Те же тренды отмечаются и в сегменте беззалоговых банковских кредитов. Доля клиентов, вовремя вернувших новый кредит, среди тех, кто ранее допускал длительные просрочки платежей, выросла за 2 года с 72,3% до 78,7%. Среди клиентов с хорошей кредитной историей, доля таких клиентов выросла с 91,8% до 96,0%.
«Результаты исследования показали, что люди, ранее допускавшие длительные просрочки, чаще делают это и по новым кредитам. Так, среди заемщиков с хорошей кредитной историей только 4% допускают просрочки свыше 30 дней по новому кредиту в течение одного года с даты его выдачи. Вместе с тем, мы видим улучшение платежной дисциплины в целом. Возможно, это связано с тем, что заемщики все чаще начинают понимать важность информации в кредитной истории и стараются исправлять старые ошибки. Кредитная история является своего рода финансовым паспортом, демонстрирующим отношение заемщика к имеющимся обязательствам, поэтому стоит сохранять ее достойной, чтобы иметь возможность и в дальнейшем пользоваться кредитными средствами на приемлемых условиях.
За последние пару лет банки значительно ужесточили требования к клиентам и пересмотрели подходы к оценке их рискового профиля, что в свою очередь сказалось на улучшении качества новых выдач и замедлении темпов роста просроченных кредитов. По итогам первого полугодия 2017 года количеств «плохих» долгов выросло на 5% с начала года, в 2016 – на 7%, а в 2015 – на 15%. Тем не менее нельзя исключать социальные дефолты, когда человек теряет возможность обслуживать свои обязательства. Мы ожидаем, что платежная дисциплина новых заемщиков в 2017 году продолжит улучшаться. Повлиять на ее ухудшение может возобновление активного массового кредитования населения на уровне 2012-2014 годов, но в текущей конъюнктуре рынка это вряд ли возможно. Еще одним фактором может стать кризисная ситуация в экономике и резкое сокращение доходов населения», - заявил заместитель генерального директора ОКБ Николай Мясников.
«Клиенты МФО сделали настоящий прорыв в улучшении платежной дисциплины. Конечно, столь высокая динамика за 2 года обеспечена действиями обеих сторон. Заемщики стали ответственнее подходить к получению и обслуживаю займов, а кредиторы, в свою очередь, научились работать с рисками и выдавать займы именно тем, кто их вернет. При этом неидеальная кредитная история клиентов давно не означает, что новый заем не будет возвращен в срок. Разница между платежной дисциплиной клиентов, допускавших и не допускавших просрочки, становится все меньше. В 2017 году на микрофинансовом рынке сохранится та же тенденция – лучше будут платить и те, и другие. Последний кризис показал многим заемщикам важность кредитной истории, и россияне начинают ей по-настоящему дорожить, понимая, что недисциплинированность может оставить их без кредитов и займов», - отметила управляющий директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Лига Трупа.