14:26 Время

Как законы в сфере ЖКХ нарушают права граждан и помогают наживаться управляющим компаниям

В России

Подписаться на новости
07:00
7677
4
Фото с сайта superomsk.ru

ЖКХ нередко откровенно называют сферой узаконенного обирания граждан. У жителей, общественников и правозащитников много вопросов к ее законодательной базе: ряд нормативных актов, по мнению экспертов, принимается в интересах коммунальщиков, а вовсе не с целью защитить рядового собственника. Как из-за 80 копеек нас обирают на 200 миллионов в год, почему нарушаются гражданские права россиян и какие поправки помогли бы сделать ЖКХ прозрачнее – в экспертном обзоре Dolgi.ru.

Заплати за себя и за того парня

Около 5 лет назад произошло редкое событие для ЖКХ в России: Госдума утвердила поправки двух статей Жилищного кодекса. И это был случай, когда законодатель принял реально работающий и защищающий права собственников документ. 

Речь идет о введении непосредственной формы управления многоквартирным домом. Она стала альтернативой обычному договору с УК (управляющей компанией) и созданию в многоэтажке ТСЖ (товарищества собственников жилья) или ТСН (товарищества собственников недвижимости). 

При непосредственной форме ключевые решения по управлению домом принимали сами жильцы, а УК и другие ресурсоснабжающие организации нанимались лишь в качестве исполнителей коммунальных услуг. Жильцы получали ряд преимуществ, которые защищали их права и главное – помогали экономить. 

Во-первых, расчеты за общедомовые нужды (ОДН) и все потери по воде ложились на сами ресурсоснабжающие организации. А несколько лет назад это был один из самых больных вопросов в ЖКХ. Во-вторых, собственники при непосредственной форме управления домом имели право не работать с монопольным партнером в лице УК, переплачивая ей за разные услуги в общем тарифе. 

Граждане получали возможность выбирать, с какой компанией заключить договор, например, на обслуживание лифтов или вывоз мусора. Но несколько лет назад законодатель неожиданно все это перечеркнул одной-единственной поправкой – использовать непосредственную форму управления разрешалось лишь маленьким домам, где было не более 30 квартир. 

— Выходит, до этой поправки ОДН по воде и все издержки (потери) от воровства на ресурсах ложились на их поставщиков, а теперь – на дом, вернее на его жильцов. Минстрой РФ и депутаты как авторы изменений не могли этого не понимать. Поправка была выгодна только ресурсоснабжающим организациям и больше никому, – убежден наш эксперт председатель общества защиты прав потребителей в сфере ЖКХ Омской области Александр Лихачев. – Теперь же ОДН платится со счета УК, ТСЖ, ЖСК. То есть местный водоканал поставил дому 100 кубов, до квартир по их счетчикам, если сложить потребление ресурса всеми жильцами, дошло 90. Остальное могло утечь из-за дырок в трубах в подвале или еще где-то. УК заплатит водоканалу все равно за 100 кубов. На практике это значит, что добросовестный житель платит ОДН дважды: за себя и за соседа-должника. Ведь деньги за него автоматически спишутся с общего счета дома. Не из своего же кармана УК будет переводить средства ресурсоснабжающей организации. Это вызывает крайнее возмущение потребителей. Люди говорят простую вещь: раз отдали нам жилье в 2005 году, приватизировали квартиры и землю, почему теперь нарушаются наши права и государство вмешивается в вопрос, как нам управлять своим имуществом?

Обобрали на 200 миллионов из-за 80 копеек

Еще одну мину для граждан законодатель заложил 1 января 2017 года. ОДН по воде и свету перевели из коммунальных услуг в жилищные. И если люди раньше напрямую оплачивали ОДН монополистам, то с 2017-го между ними и собственником Госдума ввела посредника в виде УК, которая должна была вести расчеты и выставлять ОДН в квитанциях. Позже деньги переводились ресурсникам. Естественно, выполнять эту работу бесплатно в УК и не думали. 

— Основным вопросом при изменении схемы расчетов, вызывающим наибольшее возмущение граждан, является взимание УК дополнительной платы в размере 80 копеек с квадратного метра за организацию расчетов ОДН, что ранее всегда делалось без дополнительной оплаты, – говорит Лихачев. – Вроде бы мелочь, но приведу пример. В одной только Омской области 30,5 млн квадратных метров жилья, ежемесячно люди переплачивают за воздух 30,5 млн кв. м х 0,8 руб. = 24,4 млн руб.. За 2017 год из карманов собственников в части ОДН по вине чиновников необоснованно в пользу УК изъяли 212,8 миллионов. И ведь все это мы прогнозировали в наших письмах и обращениях в Госдуму.

Освободить население от дополнительной платы, по мнению экспертов, возможно только двумя путями – отменить необоснованные нововведения, либо хотя бы сохранить ведение абонентской работы за ресурсоснабжающими организациями, что возможно сделать без нарушения правовых норм, так как это прописано в статье 1005 ГК РФ (агентский договор). 

Слив персональных данных в сеть без согласия 

Много шуму наделал и другой закон в сфере ЖКХ. Он хоть и не связан с финансовым бременем для населения, но, как считают общественники, явно нарушает права граждан. Федеральный закон, регулирующий деятельность УК, с 2013 года обязал их собирать данные о собственниках в электронном виде. В ФЗ № 485 в прошлом году появился такой пункт в статье 45.

«3.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных при предоставлении этого реестра в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется».

Скоро подходит срок вступления в силу требования публиковать эти списки на федеральном сайте. Абсолютное большинство потребителей – жильцов многоквартирных домов, считают, что это само по себе нарушение гражданских прав и неверно в смысле тайны персональных данных. 

— Может быть, человек боится за свою жизнь (например, преследует бывший муж или ребенка пытаются отобрать), а теперь УК будет знать и еще обязана предоставлять инициаторам собрания данные обо всех собственниках, – возмущается Александр Лихачев. – Исключая крайние ситуации, самым реальным представляется более простое развитие событий: воры или «черные риелторы» за денежное вознаграждение договариваются с жильцом, он обращается в УК как инициатор собрания и получает сведения о владельцах квартир, а далее все, как по телевизору. Если раньше бандитам хотя бы приходилось брать наводчиков, дежурить во дворе, искать данные, то теперь им все преподнесли на тарелочке депутаты Госдумы.

Ушлые УК завладели общаком

Год за годом собственники обжигаются и на федеральном законе о капремонте. После очередных поправок в нем появился лазейка для мошеннических действий ряда УК. Все дело в том, что законодатель разрешил им быть держателем и распорядителем взносов жильцов на капремонт. И началось. У нас в стране нашлось немало ушлых компаний, для которых права граждан – пустой звук. Многие протянули свои руки к общаку.

— Используя малограмотность жильцов, такие УК сначала уговаривают их подписать протокол о переходе на спецсчет в управляющей организации. Потом обещают сделать ремонт на доме авансом в долг, – объясняет эксперт. – Силами карманной фирмы некачественно выполняются некоторые работы частично за счет УК. Пластиковыми окнами или иным образом подкупают представителей совета дома, которые подписывают акт приемки. Нередко его просто подделывают и сообщают жильцам, что они должны в данную УК миллионы рублей и не могут перейти в другую УК, пока не отдадут долг. Не буду говорить, что на самом деле работы стоили в десятки раз меньше, вы понимаете, где осели эти деньги. 

И таких нюансов в нормативной базе, ежедневно нарушающей права граждан и помогающей завладеть их средствами, очень много. При той неторопливости, с которой эти пробелы ликвидирует законодатель, напрашивается вывод, что кому-то это выгодно.

 

КОММЕНТАРИИ

  • Гость 16:08

    Сегодня в 17:10 лифт в 18 доме в 7а микр в Тобольске ездил громко и мешал говорить по телефону! Я и вчера говорил и он мне тоже мешал! Писал претензию и за год ничего не сделано! Роспотребнадзор отмалчивается!

  • Гость 06:53

    А хоть ,что то делается для блага людей . Согласно этой статьи всё делается в угоду бизнеса,но не для людей и это в любой сфере. В любых случаях потребитель в проигрышной ситуации всегда ,и всегда ему приходится доказывать ,что он не верблюд. Под ,,чутким руководством,, УО в сфере ЖКХ доводятся мкд до не пристойного состояния.

  • Гость 20:08

    До чего у нас довели народ,до полного бесправия и не имения своего права голоса для своего отстаивания прав. Вся машина создана не в пользу людей. Люди в нашей стране являются бесправной дойной коровой.

  • Гость 02:22

    Совершенно верно. Тирания властей и коммунальщиков доходит до точки кипения. Если еще и убивать будут за неуплату, то народ точно восстанет. Из года в год все только хуже становится. Качество жизни ухудшается из-за таких законов и действий. Не такого будущего хотели наши предки.

Добавить комментарий