glagol.su
На днях в сети появилось открытое видеообращение пенсионерки Люции Шамсутдиновой к Герману Грефу. Как следует из записи, она брала кредит, чтобы помочь сыну, попавшему в аварию, но в скором времени получила инвалидность и не смогла продолжать выплаты. В феврале суд признал ее банкротом и списал долги. Но недавно ей пришло письмо от банка, в котором сообщается, что она должна заплатить подоходный налог со списанной суммы, так как получила «экономическую выгоду».
Женщина просит Грефа разобраться с ситуацией и отменить письмо. Она недоумевает, в чем был смысл прохождения процедуры банкротства, если все равно осталась должна.
ССЫЛКА НА ВИДЕО
Подобные письма с марта массово рассылают банкротам все банки. По новым изменениям в Налоговом кодексе теперь налоги начисляются также на списанные и признанные безнадежными к взысканию долги. Эксперты утверждают, что нововведение не соответствует духу закона о банкротстве физических лиц.
Говорит финансовый управляющий Вероника Стреколовская, которая проводила процедуру банкротства Люции Шамсутдиновы:
«Самое странное, что банк в качестве доходов пенсионерки посчитал не только списанный основной кредит, но и проценты и штрафы, размер которых был больше. Судите сами. Женщина взяла в кредит 600 тыс. рублей. За два года, перед тем как получить инвалидность, она успела внести в Сбербанк почти 280 тысяч. На момент банкротства банк предъявил претензии уже на 700 тыс. рублей с учетом процентов и штрафов. И ей начислили 13% подоходного налога с этой суммы – 92 тыс. рублей.
Представляю, каково теперь придется должникам МФО, ведь им могут начислить проценты, которые многократно превышают «голову» кредита».
Всего у В.Стреколовской три пенсионера-банкрота, которые получили «письма счастья». Никто из них не намерен соглашаться с претензиями. Она рассказала историю с письмами начальнику управления принудительного взыскания и банкротства департамента по работе с проблемными активами Сбербанка Евгению Акимову. Он ответил, что не в курсе ситуации с письмами и попросил отправить ему документы, чтобы разобраться.
Эксперты сомневаются в оправданности нововведения и возможностях Федеральной налоговой службы (ФНС) взыскать с банкротов начисленные суммы. Говорит экономист, управляющий партнер юридической компании «Рыков групп» Иван Рыков:
«То, что государство пытается взыскать подоходный налог с людей, уже объявленных банкротами – это парадокс. Нововведения не соответствуют духу закона о банкротстве физических лиц. Получается, граждане зря пережили коллекторский кошмар и все начнется по-новому. Теперь им что, снова подавать заявление о банкротстве, чтобы списать долг перед ФНС России? А людям, которые только планирует объявить о своей несостоятельности, сразу вписывать будущие претензии ФНС?».
Иван Рыков сообщил, что юристы его компании в рамках программы по защите прав заемщиков будут инициировать обращение в Верховный Суд для оспаривания конфликтующего нормативного акта.