Павел Пенкин,эксперт,старший партнер "Рыков Групп"
Несмотря на то, что с середины «нулевых» в работе налоговых органов наметилась позитивная тенденция по снижению количества выездных проверок, - для многих предпринимателей ФНС России продолжает представляться по прежнему жесткой и бескомпромиссной «силовой структурой», которая всячески стремиться осуществлять давление на бизнес или уничтожать его всевозможными доначислениями в том числе штрафами и пенями.
Однако, с моей точки зрения, такое представление о налоговой службе давно стоит оставить в прошлом, что-что, а фискальный механизм сегодня работает как часы и довольно разборчив в адресатах налоговых претензий. В большем, основания для страхов возникают в среде так называемых «представителей теневого бизнеса». Вот им сейчас действительно не позавидуешь. Но и они, к слову, бояться больше не перспектив выездной проверки, а последующего за проверкой налогового администрирования.
Именно эффективность налогового администрирования сегодня действительно впечатляет, чтобы убедиться в этом - достаточно ознакомиться со статистическими отчётами ФНС России за последние 7 лет: количество выездных проверок из года в год сокращается, количество жалоб налогоплательщиков по итогам проверок уменьшается, а вот уровень эффективности проверок, как и уровень взимания налогов, с каждым годом возрастают. И самое главное – увеличивается сумма налоговых поступлений, которые предприниматели вносят в бюджет добровольно.
Данные результаты обеспечены, безусловно, автоматизацией процессов администрирования и контроля, а также нестандартными решениями такими как, например, реализованные отраслевые проекты в Республике Татарстан, Ростовской и Иркутской областях, Санкт-Петербурге, Москве, Краснодарском крае и других регионах России.
Суть отраслевых проектов заключается в том, что фискалы осуществляют мониторинг ряда ключевых отраслевых рынков: фармацевтического, алкогольного, зернового, ИТ-дистрибуции, ювелирной и рыбной отраслей, рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации зданий и сооружений. Учитывая при этом специфику конкретного региона России.
По сути, вникая в структуру регионального отраслевого рынка сотрудники ФНС проводят сегментацию налогоплательщиков по группам и определенным экономическим показателям.
Далее, следует кропотливая аналитическая работа: определяется наличие налоговых разрывов и их размеры, а также причины их образования в разрезе групп, отраслей и рынков путём идентификации конкретных схем незаконной минимизации налоговых обязательств. Таким образом, в поле зрения налоговой службы находится не конкретный налогоплательщик, а отрасль целиком.
В итоге ФНС России устанавливает основных игроков, схемы поставок, реализации товаров, работ и услуг, структуру типовых расходов, по сути – всю специфику бизнеса.
Иными словами – в сухом остатке кардинальная смена приоритета: зачем «выводить из тени» отдельно взятого налогоплательщика, если гораздо эффективнее создать «волновой» эффект в определённом сегменте и заставить его участников «играть по одним и тем же правилам», следствием чего неизбежно становится увеличение эффективности налогообложения во всей отрасли в целом.
Логично предположить, что к «нерадивым» налогоплательщикам, не согласным или не умеющим «играть по новым правилам», можно и с выездной проверкой «неожиданно нагрянуть», а как показывает практика шансы «отвертеться» от доначислений при таком подходе стремятся к нулю.
Автор: Павел Пенкин, старший партнер юридической компании "Рыков Групп"