22:43 Время

На чьи шеи рухнет лезвие «регуляторной гильотины»?

Фото с сайта rossaprimavera.ru

Премьер России Дмитрий Медведев утвердил план по реализации «регуляторной гильотины», сообщила пресс-служба правительства РФ.

«Дорожная карта» разработана в свете реализации послания президента Федеральному собранию и предусматривает «отсекание» законов, мешающих развитию бизнеса в стране. По заявлению Медведева, в России действует более 9000 различных нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу, часть из которых не пересматривалась со времен Советского Союза. Этот факт в значительной мере тормозит развитие бизнеса в стране и создает крайне некомфортные условия для самих бизнесменов.

Задачей «регуляторной гильотины» является всеобъемлющий анализ и пересмотр действующих законов и правовых актов, а также создание нового контрольно-надзорного кодекса. Предполагается, что актуализированные нормы должны быть приняты и введены в действие с начала 2021-го.

Что должно произойти, чтобы действие «регуляторной гильотины» стало позитивным, и это благое начинание не опошлила бюрократия? Об этом – мнения наших экспертов.

Там, среди прочего, есть такие цитаты:

– «В обиходе чиновников появляется человеческоориентированный подход»,

– «Все эти надзорные дела должны касаться только <...> той предпринимательской деятельности, которая действительно может нанести серьезный ущерб <...> Всё остальное надо вообще исключить к чертовой матери»,

– «Качество товаров упало до старокитайского уровня».

 

ЗА  

Павел Дашевский, основатель проекта DOLGI.RU:    

Расхожее мнение о необходимости поддержки предпринимателей уже изрядно набил оскомину бизнес-сообществу фактически во всех сферах реального сектора. Несмотря на существование данного тезиса, действенных механизмов поддержки и ее правоприменительного характера просто не существует в реализации. Создаётся впечатление, что уполномоченные на организацию этой самой поддержки лица, видимо, не совсем понимают важность своей миссии для восстановления доверия к государству со стороны бизнеса.

Отрадно понимать, что действующее правительство все-таки осознаёт важность этой задачи и включается с экстренной «гильотинной мерой» в сферу защиты прав предпринимателей. На мой взгляд, без полноценной защиты и поддержки со стороны государства право рано или поздно попирается в угоду желаниям различных групп, отчего страдают совокупные интересы населения, так как предприниматель – это, прежде всего, работодатель и налогоплательщик. И именно комплекс мер по защите его права образует доверие к государству со стороны бизнеса, а уже доверие с обеих сторон рождает полезную инициативу и символизирует полноценную надежду на развитие.

 

Александр Хуруджи, общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей:

— Любой шаг вперед, даже маленький, обнадеживает. Главное, чтобы эти надежды были оправданы. А пока мы понимаем: хорошо, что в обиходе чиновников появляется человеческоориентированный подход. Надеюсь, они, прежде чем наказывать, будут исходить из понимания, как это влияет на безопасность, на качество. Если следовать только четко по нормам, все мог бы удаленно контролировать компьютер. Человеческий фактор важен для понимания, как те или иные нормы сказываются на бизнесе, важен для принятия решений, основанных, прежде всего, на рисках, которые принимает тот или иной представитель бизнеса. Если нормы морально устарели, то, наверное, не стоит подходить со штрафами и серьезными санкциями.

Конечно, количество нормативно-правовых актов зашкаливает, бизнес за ними не успевает. Поэтому необходимо подвести черту и определить исчерпывающий перечень. Главное, чтобы не было так, как это происходило с другими документами: нам неоднократно говорили, что условия для бизнеса больше ухудшаться не будут, тем не менее… Мы надеемся, что подведут итоги и пропишут, что правила не будут постоянно меняться, потому что всегда можно подвести базу под то, что необходимо что-то дополнить, изменить. И к 2021 году, когда должно все заработать окончательно, всем ведомствам нужно хорошо поработать и сделать исчерпывающий перечень норм.

Еще один важный момент – многократная разница в штрафах для физических лиц и предприятий. Это приводит к тому, что штрафы часто выписываются на физлицо. Должна быть иная соразмерность. В противном случае приходит проверяющий, который понимает, что должен уйти с каким-то наказанием, решением, и уходит, договорившись с бизнесменом выписать штраф на физлицо.

 

Александр Иоффе, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства:

— Начинание и общий пафос правильные. Вопрос заключается в том, как это осуществится на практике. Очевидно, будет дичайшее сопротивление контрольных, разрешительных и прочих надзорных органов, и им поручать эту работу, даже в малой степени, нельзя. Должна быть независимая, сообразительная, экспертно-правовая группа, которая нещадно будет все это рубить .

Первое: надо убрать несколько тысяч нормативных актов. Уже даже сами органы не разбираются, сколько у них документов, которые что-то регулируют, что-то запрещают. Надо безжалостно это уничтожить.

Второе: нужно объединить или сделать более внятными эти организации, которых расплодилось огромное количество.

Третье: надо применять другие механизмы, не только наказание. Основной принцип – это помощь предпринимателям, которые осуществляют поднадзорную или разрешительную деятельность. Надо сделать так, чтобы это не наносило ущерба потребителям, качеству продукции и так далее.

Все эти надзорные дела должны касаться только тех производств, только той предпринимательской деятельности, которая действительно может нанести серьезный ущерб здоровью и жизни людей. Все остальное надо вообще исключить к чертовой матери из перечня деятельности эти всех замечательных [надзорных] организаций.

 

ПРОТИВ

Михаил Делягин, экономист:

— Я думаю, что будет все как обычно, потому что бизнесу мешают не нормативные акты, по крайней мере добросовестному бизнесу. Мешает произвол государства. А произвол не зависит от того, какие есть нормативные акты. Произвол попирает любые нормативные акты, вне зависимости от того, много их или мало, хорошие они или плохие. Так что с точки зрения добросовестного бизнеса – это не о том. А вот недобросовестному бизнесу действительно крайне сильно мешают контроль качества, соблюдение технологий, обеспечение техники безопасности и многие другие регулятивные акты. В нашей стране в 2001 году отменили в основном советские ГОСТы именно потому, что они мешали недобросовестному бизнесу. В результате качество товаров упало до старокитайского уровня, до уровня Китая середины-конца 80-х годов. И в целом возникла реальная угроза жизни и безопасности людей в самом широком круге сфер, от здравоохранения до транспорта. И эти действия Медведева под хорошим пропагандистским прикрытием направлены на то, чтобы, подавляя добросовестный бизнес, служить дополнительной преференцией для бизнеса недобросовестного.

 

Сергей Борисов, председатель Попечительского Совета «Опоры России»:

— Регуляторная гильотина… Давайте будем называть вещи своими именами. Это просто сокращение количества нормативных актов, регулирующих работу бизнеса. И все. У нас малый, средний бизнес в таком плачевном состоянии, что это ничего толком не даст. Посмотрите цифры, они же ужасающие. За 2018 год предприятий малого бизнеса стало меньше на 6%, среднего – на 7%. Посмотрите все последние опросы и исследования. Например, Титов Путину представлял опрос ФСО. Хоть там выборка и небольшая, но показательная. Опрос выявил рекордное недоверие бизнеса к силовикам. Более 80% предпринимателей считают ведение бизнеса небезопасным. Шутка ли. Власти давно пора понять, что не будет так вечно продолжаться – жить за счет нефтяных и газовых денег. Нужен нормальный здоровый бизнес, который формирует налог на добавленную стоимость, дает рабочие места.

 

Добавить комментарий