nabludatel.ru
В современных реалиях уплата налогов является неотъемлемой частью хозяйственной жизнедеятельности не только компаний, но и индивидуальных предпринимателей. Учитывая, что неполная или несвоевременная уплата налогов является правонарушением, которое способно повлечь за собой соответствующие санкции, вопросы профилактики таких ситуаций являются актуальными для многих субъектов предпринимательской деятельности.
«Налоговые риски»: понятие и природа происхождения
Налоговые риски – это вероятность непредвиденных финансовых или иных потерь налогоплательщика, связанная с неуплатой налогов.
Риски, связанные с налоговой деятельностью, можно рассматривать с разных позиций: налоговой инспекции и предпринимателя. В одном случае коммерсанты могут оказаться в сложной ситуации, которая была спровоцирована сокращением льгот или повышением налоговой ставки, в другом - контролирующие органы, рискующие потерей финансов, в связи с ужесточением налоговой политики.
Бизнесмены научились прогнозировать многие факторы заранее, однако, из-за недостаточного знания законодательства, по-прежнему рискуют оказаться в непредвиденной ситуации. Навыки прогнозирования налоговых рисков не только смягчают последствия, но и позволяют защитить свою деятельность от наложения санкций или банкротства.
Причины возникновения налоговых рисков:
- нарушения в оформлении и ведении документации;
- непредвиденные изменения в налоговом законодательстве;
- неоднозначное толкование закона;
- недопонимание коллектива или смена руководства;
- судебные разбирательства.
Кто и как должен управлять налоговыми рисками?
Для эффективного управления налоговыми рисками существуют определенные методы и приемы, которые помогают ликвидировать опасность. Прогнозирование положительных и отрицательных результатов осуществляется профессиональными консультационными фирмами. Однако при соблюдении основных правил управления финансовыми рисками, любому субъекту будет проще контролировать налоговый вопрос.
Основная цель при решении задач по налогообложению: поиск оптимального сочетания доходов и возможных рисков.
В налоговой практике существуют три ключевых направления, работа в которых поможет снизить вероятность возникновения рисков:
- проведение мероприятий, направленных на снижение рисков непосредственно на предприятии, в т. ч. проведение дополнительных работ по учетам налоговых рисков при принятии управленческих и ключевых решений;
- взаимодействие с органами ФНС, в т. ч. письменные обращения о даче разъяснений по спорным вопросам, проведение сверок по балансовому счету и пр.;
- анализ и контроль за состоянием контрагентов (своевременное выяснение состояния и уровня платежеспособности контрагентов, их репутационной составляющей и иных факторов).
Выделяют такие методы управления налоговыми рисками как диверсификация, лимитирование, самострахование, страхование, применение метода налоговой «подушки безопасности». На последнем методе необходимо остановиться подробнее.
Управление налоговыми переплатами, или налоговая «подушка безопасности», представляет собой излишне уплаченные налоговые платежи, которые плательщик не возвращает из бюджета, а учитывает в счет будущих налоговых начислений. Такой метод позволяет создать определенный резерв, который страхует компанию от таких ситуаций, как несвоевременная уплата налога или выплата налогов не в полном объеме.
Пример успешного действия «налоговой подушки»
После проверки компании «N» налоговый орган начислил недоимку по НДС в размере 10 миллионов рублей. Налогоплательщик же, до проверки, по собственному желанию создал переплату в федеральный бюджет в размере 15 миллионов рублей. Обжалование решения налогового органа в судебном порядке позволило налогоплательщику вернуть переплаты, начисленные на излишне уплаченную сумму, в соответствии с п.5 ст. 79 НК РФ. Кроме того, это помогло налогоплательщику избежать начисления штрафа и пеней.
Важно:
1. Величина «налоговой подушки» должна превышать сумму доначислений, это позволит избежать задолженности перед бюджетом.
2. Чтобы обезопасить себя от претензий налоговой инспекции, уплаченный налог следует фиксировать в декларации.
3. Вернуть сумму переплаты можно не позднее 3-х лет с момента ее перечисления в бюджет.
В целом следует отметить, что оперативное отслеживание налогового законодательства и иные меры по повышению налоговой грамотности наряду с открытым и своевременным взаимодействием с представителями налоговых органов помогут избежать спорных ситуаций, связанных с налогообложением, и существенно сэкономят вам силы и время.
Автор: Алексей Карабаев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции