Фото из открытых источников
Национальная ассоциация коллекторов подвела итоги деятельности за 2018 год. Взыскатели отмечают, что третий год подряд снижается контактность должников. Так, в 2016 году с коллекторами общались 31% заемщиков, в 2017 – 26%, в 2018 году этот показатель упал до 19,3%. Несмотря на это, коллекторы отмечают повышение эффективности взыскания за счет использования судебных механизмов. Также, по сообщению Первого коллекторского бюро, количество обращений в суд за последние два года выросло в 14 раз.
Всего в прошлом году коллекторам было передано в работу более 6 миллионов долгов на общую сумму в 505 миллиардов рублей, что почти на треть больше, чем за 2017 год.
Объем сделок по цессии увеличился на 5% и достиг 293 миллиардов рублей. Всего банками было выставлено для продажи долгов на сумму 470 млрд рублей, однако часть из них не были выкуплены коллекторскими агентствами по причине несогласия с ценами.
Стоит отметить, что в последнее время неоднократно поднималась тема создания института частных судебных приставов. Если такая структура появится в ближайшем будущем, это может означать постепенное отмирание коллекторских агентств за ненадобностью. Особенно в свете закона о защите прав физлиц при осуществлении деятельности по возврату долгов (230- ФЗ) и многочисленных нарушениях этого закона коллекторами.
«За последнее время портрет должника в России серьёзно изменился. Он стал более юридически грамотным, научился защищать свои права. А главное – стал активно использовать механизм банкротства граждан. По итогам 2018 года мы видим 30%-ный прирост процедур банкротства, открытых в отношении физлиц и ИП. Это без малого 44 тысяч дел по всей стране. На текущий момент эта динамика сохраняется. Что касается озвученной идеи о создании института частных судебных приставов, думаю, говорить о ней преждевременно. Мы только полтора года назад получили закон о коллекторах. Каковы итоги его работы? Возможно, имеет смысл тогда наделить коллекторов более широким кругом полномочий, но ещё жёстче ограничить рамками закона?», – сказал, комментируя ситуацию, президент Российского антикризисного союза (РОСАНТИ) Михаил Сачёв.