По мнению большинства спикеров, присутствовавших на конференции IC ENERGY, посвященной теме взыскания проблемных долгов, Россия находится в состоянии экономического кризиса, который в большей степени затрагивает малый и средний бизнес.
В связи с финансовым кризисом заметен значительный рост просроченной дебиторской задолженности, а также увеличение проблемных долгов, от чего темы конференции становятся более актуальными.
В центре дискуссии были: анализ состояния рынка корпоративной задолженности в России, эффективные инструменты для взыскания просроченной задолженности, взаимодействие с заёмщиками при реструктуризации долга, автоматизация как мощный помощник при взыскании просроченной задолженности, инновационные инструменты и многое другое, в том числе и первые оценки ФЗ № 230.
Модератором встречи был президент ассоциации корпоративного коллекторства Дмитрий Жданухин, который обратился к присутствующим гостям и экспертам с яркой вступительной речью:
«Сегодня по-прежнему остаются актуальными те же проблемы, что и раньше. При управлении долговыми проблемами мы сталкиваемся со «сливом» фирм на подставных лиц, реорганизацией холдинга, ведением бизнеса через номиналов. Наиболее уязвимыми здесь остаются посреднические, «политическизированные», строительные и устаревшие отрасли».
Затем выступали спикеры, которые поделились основными действующими методами по управлению просроченной дебиторской задолженностью, рассказали о причинах и виновниках активно растущей просроченной задолженности в России.
В последующей дискуссии собравшиеся эксперты, среди которых были представители компаний «РЖД», «М.Видео», «Белоруснефть», корпорации «Атомэнергомаш», пришли к единому мнению, что необходимо повышать эффективность за счет улучшения качества и увеличения скорости сбора данных для базы должников, а также полной автоматизации.
А управляющий процессным офисом научной компании «Аксиома-Авес» Дмитрий Аверьянов рассказал о том, что отечественные разработчики достигли большего прогресса в роботизации системы по сбору просроченной задолженности. Благодаря чему можно не только полностью автоматизировать все вышеперечисленные области, которые сейчас выполняются человеческим ресурсом, но и повысить эффективность юридического отдела.
Руководитель по методологии и управлению процессами взыскания дебиторской задолженности клиентов «МегаФон» Людмила Клименко поделилась результатами, которые удалось достичь в управлении долгами клиентов за счет автоматизации и реинжиниринга бизнес-процессов по взысканию в ПАО «МегаФон». С 2010 года функционал по взысканию дебиторской задолженности находится в структуре функции Безопасности. За 7 лет нам удалось увеличить эффективность возвратов в 6 раз, сократить затраты на Взыскание – в 3,5 раза.
Основная часть дебиторов приходится на массовый рынок. Доля дебиторов бизнес-рынка значительно меньше по количеству должников, но при этом составляет более 25% по сумме задолженности. Для работы с долгами массового рынка в основном используются автоматизированные меры по факту образования задолженности (SMS/email-оповещения, письма-уведомления), для клиентов должников бизнес-рынка система нотификаций начинает напоминать о приближении к порогу отключения еще до момента наступления блокировки, и в случае неоплаты задолженности комплекс автоматизированных мероприятий сочетается с адресной работой.
«МегаФон» уделяет особое внимание развитию внутреннего коллекторства. Большинство процессов автоматизировано, поэтому при относительно небольших затратах (по сравнению с вознаграждением коллекторских компаний) основная часть задолженности эффективно взыскивается своими силами, т.к. помимо получения оплаты образовавшейся задолженности, даже в очень сложных ситуациях важно постараться вернуть абонента в сеть. К тому же, используя внутренние ресурсы, проще обеспечить легитимность применяемых мер и быстрое реагирование на изменения в Законодательстве. Коллекторским компаниям могут быть переданы просроченные долги старше 120 дней и только на условиях агентского договора с правом отзыва должника из работы коллектора в любой момент. «МегаФон» не сотрудничает с коллекторами по договорам цессии, никогда не продает долги своих бывших клиентов. Еще до утверждения ФЗ 230 ("О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях") о регулировании деятельности коллекторов в компании «МегаФон» уже действовали практически все перечисленные в Законе правила и ограничения.
В 2016 году после детального анализа всех процессов, связанных с предупреждением образования и сокращением просроченной задолженности клиентов, процессы по администрированию дебиторской задолженности (поддержка основной функции) были переведены в Общий Центр Обслуживания. Это позволило высвободить и направить ресурсы подразделений в регионах на основную работу по взысканию долгов, при этом сократив операционные затраты на транзакционные процессы.
Подводя итоги конференции, становится ясно, что крупные организации отказываются от услуг коллекторских компаний при взыскании задолженности с физических и юридических лиц, не считая особых случаев, где необходимо вмешательство служб по взысканию долгов.
В основном организации имеют разнообразные внутрикорпоративные системы оценки рисков контрагентов и должников. В зависимости от «метки» рейтинга потенциального клиента меняются условия реструктуризации долга (в тех организациях, которые предоставляют должнику такую возможность) и условия взыскания просроченной задолженности. Мало того, российские и иностранные компании предпочитают иметь собственный отдел по взысканию задолженности. Эти отделы занимаются не только взысканием долга. В их задачи входит и принятие превентивных мер.
Начальник управления защиты активов «Атомэнергомаш» Андрей Емельянов:
«Многие организации отказываются от коллекторов и занимаются взысканием самостоятельно, имея собственный отдел по взысканию долгов».
Также очевидно, что огромное количество просроченных долгов в России, их приблизительно 50% от всего числа выданных ссуд, вынуждают специалистов разрабатывать инновационные инструменты, которые способны заменить человеческий ресурс, которого просто не хватает на то, чтобы охватить весь объём долгов.
Автор: Сергей Кузьминок
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.