В силу различных причин доля просроченных займов в нашей стране остается стабильно высокой – некоторые эксперты связывают это со сложной экономической ситуацией в стране, а некоторые – с национальными особенностями. Тем не менее, просроченная задолженность сегодня – это проблема не только для должников, но и для кредиторов.
Недавно Банк России выступил с инициативой о наделении медиаторов полномочиями, с помощью которых можно будет урегулировать долговые споры. Предполагается, что медиаторы, которые будут назначены арбитражным судом, смогут помочь конфликтующим сторонам как можно быстрее решить споры.
Таким образом, россиянам придется не только выстраивать коммуникацию с назойливыми коллекторами, которые требуют вернуть долги, но и с медиаторами. Портал DOLGI.RU поинтересовался у президента Союза Учредителей третейских судов России Алексея Кравцова, что ждать от данной инициативы.
Кто такие медиаторы и в чем заключается их деятельность в плоскости долговых споров?
Медиатор - это психолог-юрист. В его задачу входит «помирить» спорящие стороны и зафиксировать это на бумаге. Называется это медиативным соглашением. Чтобы обратиться к медиатору, необходимо, чтобы между сторонами в коммерческом договоре изначально прописывалась формулировка о возможности, а точнее об обязательности при рассмотрении спора обращаться к медиатору.
Либо второй вариант - добровольное согласие сторон и посещение этого специалиста совместно. В случае возникновения двух этих факторов, медиатор приглашает стороны на процесс урегулирования спора. Если стороны являются, то он как психолог-юрист пытается их помирить друг с другом и определить возможности снятия взаимных претензий. Если ему это удается, то он предоставляет сторонам подписать медиативное соглашение о порядке урегулирования спора.
Стороны ставят подписи и должны добровольно его исполнить. Ключевая фраза здесь добровольно. Решение медиатора и медиативное соглашение не подлежит принудительному исполнению и является ахиллесовой пятой в нашей стране. К сожалению, пока менталитет наших должников не доходит до уровня добровольного исполнения. Как говорится, «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Пока принудительное исполнение не начнется, добровольно исполнять свои обязанности должники не будут. Даже после подписания различных меморандумов и соглашений. За эту деятельность медиатор получает медиативный сбор - плата за работу. Ценник стартует от 30 тысяч рублей.
В чем принципиальные отличия медиаторов от коллекторов?
Отличие в следующем. Коллекторы сами приходят к должникам, а если к урегулированию спора привлекается медиатор, стороны сами должны явиться к нему.
Все ли долговые споры смогут урегулировать медиаторы?
По закону медиатор может рассматривать любые гражданско-правовые споры и вести деятельность по урегулированию правовых конфликтов с помощью убеждения, сбалансировав интересы сторон. Вопрос только в эффективности модели работы медиатора. Если вернуться к вопросу отсутствия принудительного исполнения медиативных соглашений.
Какими нормативно-правовыми актами будет регулироваться деятельность медиаторов?
Деятельность медиаторов регулируется ФЗ №193 «О медиации», где прописана вся деятельность. Указано, что медиатор для осуществления деятельности должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) медиаторов. С этого момента он получает право на работу. Других важных условий, на которые бы стоило обратить внимание, нет.
Какая практика урегулирования долговых споров медиаторами существует в других странах?
В отличие от России в Европе медиация носит обязательный характер. К примеру в Италии, если цена иска до 100 тысяч евро, то его нельзя подать в суд, до тех пор пока истец не попытается урегулировать спор с помощью медиатора. Но при этом закон устанавливает единые расценки на услуги медиатора и они очень низкие, таким образом соблюден баланс интересов налогоплательщиков. Они не обязаны проходить дополнительную дорогостоящую процедуру досудебного урегулирования споров.
И второе, что надо отметить. В Европе люди более цивилизованны в плане исполнения обязательств. Почему? В Европе очень давно все экономические споры рассматриваются в третейских судах. По быстрой системе рассмотрения споров. Очень давно - это с 60-х годов. То есть, порядка 50 лет. Так как спор в третейском суде рассматривается очень быстро, то в течение десятилетий появилась уверенность в добросовестности контрагентов при заключении сделок под страхом быстрого рассмотрения споров.
Таким образом, сформировалась культура добросовестного исполнения обязательств. Система медиации помогает третейским судам в Европе. Ускорить процесс рассмотрения споров, и поэтому это работает. Но в России рассмотрение споров проходит годами и разрешение спора с помощью медиации и отсутствие принудительного исполнения, все это не делает медиацию достойной альтернативой судебному рассмотрению. Будь то в порядке гражданского или третейского судопроизводства. Поэтому я считаю, что в России медиация нормально заработает лет через 20.
Беседовал: Дмитрий Нечетов
Мнение эксперта может не совпадать с позицией редакции