14:06 Время

Что такое корпоративное коллекторство, и как это работает

Мнения

Тема: Долги

Подписаться на новости
16:44
5991
0

Сегодня в России начинает свое активное развитие коллекторский бизнес: российские сетевые коллекторские компании выстраивают свою деятельность в рамках действующих законов страны, а международные коллекторские компании с интересом присматриваются к российскому долговому рынку.

Развивается коллекторский бизнес и процедурно: крупные бизнес-игроки тесно сотрудничают с корпоративными коллекторами, услуги которых из года в год приобретают все большую популярность.

Генеральный директор Центра развития коллекторства и  президент Ассоциации корпоративного коллекторства, к. ю. н. Жданухин Дмитрий Юрьевич поделился с читателями DOLGI.RU своими знаниями в области корпоративного коллекторства в нашей стране.

Корпоративное коллекторство – что это?

Корпоративное коллекторство еще только развивается, но уже есть вот такое определение в Wikipedia: Корпоративное коллекторство – это разновидность коллекторской деятельности, представляет собой совокупность применяемых в отношении юридических лиц методов внесудебного взыскания долгов. Содержанием методов корпоративного коллекторства является точечное либо массовое информационное воздействие в отношении референтной группы должника с целью побудить его к добровольной уплате долга («законный» шантаж).

Мне кажется намного более интересным вопросом – чем корпоративное коллекторство может стать? Ответ – новым стандартом работы с корпоративными долгами наряду с правом и медиацией. Более того, схемы, которые лежат в основе корпоративного коллекторства, могут помочь появлению альтернативы праву вообще. Пока эти схемы названы гуманитарно-правовыми технологиями (PRавом), но идет работа по более четкой разработке технологий и более точному/понятному их обозначению.

В чем отличия между корпоративным и внекорпоративным коллекторством?

Некорпоративное – это, прежде всего, розничное коллекторство, то есть взыскание долгов с физических лиц. Основное отличие в ситуации взыскания: в розничном коллекторстве важен конвейер, разделение труда и максимальная формализация и технологизация. В корпоративном коллекторстве, чаще всего, есть возможность каждый долг проанализировать отдельно и из стандартного инструментария выбрать необходимы методы, выстроить свой конвейер, который будет отличаться и от юридического (претензия-иск-исполнительный лист-заявление о банкротстве) и от розничноколлекторского.

В каких случаях долговые споры могут быть решены с помощью корпоративного коллекторства?

Мне кажется, проще отметить по отношению к каким долговым конфликтам корпоративное коллекторство, чаще всего, не сработает или когда оно не актуально:

- реальное и честное разорение (в конкретный момент с человека взять нечего, но у нас есть примеры, когда неудачливые предприниматели гасят долги за счет своих топ-менеджерских наемных доходов, которые сначала пытались скрыть, получая «черную зарплату», что, кстати, и стало зацепкой для взыскания);

- мошенничество (дело в том, что мошенники быстро делят и тратят то, что получают и «собрать» обратно сумму для погашения долга им сложно);

- долги государственных и муниципальных организаций, где сформировалась практика платить только по решению суда;

- долги, когда очевидно, что сработает стандартный юридический конвейер, хотя часто методики корпоративного коллекторства тут помогают сократить время до получения денег.

Также весьма сложными могут быть ситуации, когда мотивировать к погашению долга приходится крупного и сильного кредитора, который получил контроль для организацией-должников или ее активами и не хочет делиться с другими кредиторами, считая, что кто сильнее – тот и прав.

В других случаях, когда юридические методы, если и могут дать результат, то с большими затратами времени и денег, корпоративное коллекторства часто эффективно. Даже, если уже запущено управляемое банкротство, ликвидация путем присоединения к фирме-однодневке или место реальных владельцев/руководителей заняли подставные лица.

Можно ли сравнить корпоративное коллекторство и медиацию по долговым спорам?

Да, сравнивать вполне можно. В том числе, и по недооцененности этих альтернативных праву методов разрешения долговых проблем в России. При этом, на продвижение медиации на государственном и общественном уровне тратятся огромные усилия, но распространенность и эффективность медиативных соглашений оставляют желать лучшего. С корпоративным коллекторством такая же ситуация. При этом, правда корпоративное коллекторство не имеет аналогов за рубежом, но и не является от начала до конца разработанной и доведенной до совершенства технологией. Можно сказать, что медиация понятнее разочаровывающимся в праве юристам, чем корпоративное коллекторство и гуманитарно-правовые технологии.

Я считаю, что корпоративное коллекторство гибче и шире медиации. Оно включает отдельные элементы медиативного подхода, но не требует обязательного согласия на привлечение посредника от обоих сторон конфликта. Такое согласие необходимо для медиации и трудно достижимо в случае недобросовестного уклонения от погашения задолженности. 

Взыскание долгов с помощью корпоративного коллекторства возможно как с физических лиц, так и с юридических лиц?

Если долг достаточно крупный и сложный, то да. Мы даже выделили отдельную разновидность – VIP-коллекторство. Должник – «непростое» физическое лицо, а методы применяются, чаще всего, корпоративного коллекторства, т.к. стандартный конвейер большинства коллекторских агентств результата не даст, если должник решит сопротивляться с помощью юристов, на которых у него денег, как правило, достаточно.

Всегда ли процесс взыскания долгов с помощью корпоративного коллекторства должен сопровождаться в медиа?

Нет, это актуально от силы в 20-30 % случаев, но угроза выхода в публичную плоскость присутствует в 70-80 % случаев применения методов корпоративного коллекторства. Угроза работает лучше ее реализации. Другое дело, что во многих случаях использование медиа выполняет функции не мотивации к возврату денег, а:

- ненаказуемой мести;

- привлечения новых клиентов специалистам по корпоративному коллекторству.

Постепенно больше и лучше будут использоваться не традиционные СМИ, а социальные сети и медиа-вирусы.

В большинстве случаев важнее сопровождения в медиа – правильная организация составления программы работы с долгом и расширенной претензионной переписки, в которой медиа только угроза, а не актуальная реальность. Ведь если начать с медиа, то это все равно, что выкинуть козыри в начале сложной игры, не использовав их по назначению.

Какие методы и в какой последовательности используются корпоративными коллекторами при взыскании долгов?

Жесткой последовательности нет. Иногда все начинается с уведомления о возможности заключения договора на взыскание или организацию сбора помощи, чтобы должник мог одуматься, а кредитор повысил вероятность сохранения отношений с ним. В других случаях сначала подается заявление о банкротстве без оплаты госпошлины (чтобы пока заявление будет оставлено без движения развернуть расширенную претензионную переписку и переговоры). Иногда первым действием становится запуск контекстной рекламы о продаже долга (особенно, если бизнес оппонентов тесно связан с интернетом и организация-должник имеет достаточно уникально название – из недавних примеров, ООО «Фруктовая почта» (продавцы овощей и фруктов с достаточно раскрученным интернет-магазином).

Стандартная последовательность, которую я обычно разбираю на семинарах и которую мы «зашили» в алгоритм системы corp-collection выглядит так – оппонентам и связанным с ними лицам (совладельцам и т.д.) отправляются: уведомление о начале работы с долгом, проект письма по ключевым точкам 1 (затем идет его отправка адресатам), проект письмо по ключевым точка 2, проект пресс-релиза по долговой ситуации 1, далее все сложнее: запрос журналистов по следам проекта пресс-релиза; уведомление о пресс-конференции и т.д.

Существует ли отдельная норма права, регулирующая деятельность корпоративных коллекторов?

Я часто говорю, что корпоративное коллекторство основано на ч. 2, ст. 45 Конституции РФ, где сказано, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом.

Естественно, мы также учитываем ограничения ст. 163 УК РФ «Вымогательство», а также других статей УК РФ (128.1, 179, 330 и т.д.) и ГК РФ (151 и др.).

Актуальны ли услуги корпоративного коллекторства на современном российском рынке?

Судя по количеству обращений (как на взыскание, так и на обучение) – да. Обучение корпоративному коллекторству уже длительное время проводится в одной из крупнейших компаний страны (там актуальна разновидность коммунального корпоративного коллекторства). Обращаются все новые и новые клиенты и мы можем выбирать за какие проекты браться, а за какие нет. Такой возможности лишены большинство юристов из-за высокой конкуренции на рынке юридического взыскания долгов. Мы же создали свой, пока небольшой и не особо известный рынок Плохо, что на нем нет пока игроков с нормальным менеджментом и финансированием. Получается, что возможность выхода на рынок корпоративного коллекторства практически совсем без инвестиций отчасти мешает ему развиваться.

Можете ли привести в пример какие-либо кейсы?

Кейсов немало и часть из них освещается и DOLGI.RU. Из недавнего интересное частичное взыскание проблемного долга ООО «УПТК», входившего в холдинг Глобалэлектросервис группы Сумма Зиявудина Магомедова с помощью пикета Ждуна.

Один из примеров, где ключевой точкой были именно контрагенты выглядел так. Холдинг, куда входила организация-должник, занимался переработкой лома и производством. Организация-должник находилась в банкротстве, управляемом, по нашему мнению, бенефициарами. При этом остальные организации холдинга, зарегистрированные на доверенных подставных лиц, продолжали деятельность и сотрудничали с крупными организации. Деловые партнеры на обращения не реагировали до тех пор, пока не была найдена информация о запуске нового производства на арендованных площадях оборонного предприятия. Проект письма арендодателю и вышестоящей организации (оборонному концерну) мотивировали оппонентов к погашению задолженности. Аналогичное взыскание с ООО «Кварц AU» сейчас приходится вести через процедуру банкротства.

Вот еще редкий пример, когда решение долговой проблемы появилось уже после мощного публичного освещения (в том числе, проведения пресс-конференции). Организация-должник, входила в крупный холдинг и, после возникновения крупных долговых проблем, была как бы выведена из его состава. Ключевой точкой для взыскания долга в несколько сотен миллионов рублей сначала считались зарубежные инвесторы, с которыми планировался крупный проект, освещавшийся на государственном уровне. Однако затем сработал вариант демонстрации возможного ухода важного контрагента, претендующего на покупку одного из активов холдинга.

Какова стоимость услуг по истребованию долгов с привлечением корпоративного коллекторства на столичном рынке и в среднем по России?

Ставки вознаграждения составляют от 15 до 50 % от фактически взысканных денежных сумм и зависят от проблемности ситуации. От региона может зависеть редко включаемая в договор предоплата, например, на проведении пресс-конференции. Такое мероприятие в регионе стоит 60-70 тысяч рублей (вместе с билетами столичных спикеров), а в Москве – 150-200 тысяч рублей. 

Беседовал: Дмитрий Нечетов

Добавить комментарий